Остров Пасхи сгрызли мыши

Гавайский антрополог разгадал все тайны пустынного острова Пасхи, где когда-то кипела жизнь. Оказалось, мыши сгрызли местные деревья еще до прибытия в райский уголок первых людей. А аборигенов сгубили нагрянувшие в гости европейцы




Загадочный остров, расположенный в самом центре Тихого океана, давно будоражит пытливые умы любителей истории. До сих пор никто не знает, когда здесь появились люди и куда они в скором времени подевались, оставив после себя только огромные десятитонные идолы. Раньше считалось, что сами аборигены во всем и виноваты. Они, якобы, таскали свои изваяния, используя деревья и, наконец, уничтожили все леса. Оголившиеся почвы начали выветриваться, а мирные земледельцы, оставшись без работы, принялись воевать и, в конце концов, съели друг друга.

Но оказалось, это сделали мыши. Казалось бы, чем не угодили антропологам милые зверушки, которые трудятся в поте лица, помогая деятелям из самых разных областей науки совершать свои величайшие открытия. Они, не жалея себя, дерут горло, чтобы показать людям, как надо соблазнять самок, не стесняясь столпившихся в лаборатории зевак плачут от любви и даже отважно превращаются в даунов во имя науки.

Но Терри Хант из Гавайского университета знает, что именно грызуны, а не цари природы, погубили прекрасный остров. "Анализируя остатки угля, можно утверждать, что полинезийцы колонизировали остров, начиная с 1200 г., почти на 900 лет позднее, чем предполагалось ранее. Кроме того, мы смогли установить, изучая цветочную пыльцу и остатки пепла, что количество пальм, произраставших на острове, стало сокращаться в годы, предшествовавшие появлению на нем человека", – утверждает он.

Попав в этот райский уголок, мыши жадно набросились на семена и фрукты и грызли-грызли-грызли их до умопомрачения. Итог мышиного нашествия был ужасен: 16 млн пальм не выдержали натиска грызунов и пали в неравной борьбе.

Но потом выяснилось, что налетчики собственными зубами вырыли себе яму. Рыскать в поисках пищи до поры до времени им не приходилось, поэтому можно было больше времени тратить на другие удовольствия. И перед тем, как на острове появились первые полинезийцы, популяция серых крошек превысила 20 млн особей. Но растений уже на всех не хватало, настали голодные времена и начался мор. Поголовье мышей сократилось до миллиона.

Аборигены же, по мнению Ханта, были милейшими людьми и никогда не затевали никаких гражданских войн (там и сейчас очень редко случаются убийства). Полсотни пионеров, попавшие на остров, постепенно увеличили народонаселение до 3 тыс. и жили-поживали до 1650 года. Пока не повстречались с братьями-европейцами. Голландские торговцы, нагрянувшие в гости, привезли смертельно опасные для местных жителей болезни. А тех, кто покрепче, начали забирать с собой в качестве рабов. Так и закончил свое существование трудолюбивый народ с острова Пасхи.

Выбор читателей