Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Мировая экономика
Для мировой экономики уходящий год выдался довольно удачным. Как показала жизнь, мир без особых осложнений смог приспособиться к высоким ценам на нефть и растущим процентным ставкам. Начавшиеся еще в 2004 г. процессы замедления к середине 2005 г. сменились заметным улучшением экономической конъюнктуры.
Так, рост экономики США в 2005 г. составит 3,6% (Reuters), при этом по предварительным прогнозам ожидалась несколько более скромная цифра – 3,5%. Пересмотрены в сторону повышения и данные по Европе – 1,4% (вместо 1,2%) и Японии – 2,8%(2,6%). Своеобразным рекордсменом в очередной раз стал Китай – 9%, притом что многие аналитики считают эти данные заниженными почти на треть.
Что касается мирового валютного рынка, то в 2005 г. доллар США заметно укрепился против основных мировых валют. Соотношение по главной валютной паре – евро/доллар изменилось за этот год с 1,37 $/EUR в начале года до 1,18 $/EUR к его окончанию. Главной причиной тому стало агрессивное повышение процентных ставок в США на фоне их стабильности в Европе. Определенное негативное влияние на положение евро оказали и социально-политические проблемы, преследовавшие Евросоюз на протяжении года: крайне неудачное голосование по европейской конституции и массовые беспорядки на национальной почве во Франции и других странах ЕС.
Другим важнейшим событием уходящего года стал беспрецедентный рост мировых нефтяных цен, закрепившихся к декабрю на уровне 60 $/баррель (brent). В основе столь значительного роста продолжает оставаться повышенный спрос со стороны развитых стран и Китая, а также сохранение политической нестабильности вокруг Ирака и других стран этого региона.
Бог любит Россию
Для российской экономики 2005 г. выдался, в целом, удачным. Благодаря массированному ралли на нефтяном рынке рост ВВП, скорее всего, превысит 6,0%, что при прочих условиях можно считать вполне неплохим результатом.
Характерно, что, несмотря на старания правительства и ЦБ по стерилизации нескончаемого потока нефтедолларов посредством Стабилизационного фонда и других инструментов, значительная часть "шальных" нефтяных денег все-таки выплеснулась в экономику. Это хорошо видно по росту чистой прибыли в нефтяном секторе, а также значительному оживлению в смежных с ним отраслях и сфере услуг. Избыток нефтяных денег привел к значительному росту внутреннего потребления, удовлетворение которого осуществлялось, преимущественно, за счет нарастающего импорта. Неизбежным следствием неиссякающего потока нефтяных доходов стало формирование как среди населения так и среди значительной части правящей элиты ощущения воцарения экономической стабильности и социальной умиротворенности.
Падение производства
К сожалению, переживаемый сегодня Россией период мнимого благоденствия основан исключительно на внешних факторах и ни в коей мере не является следствием проводимой в стране экономической политики. Более того, в российской экономике растет число тревожных сигналов, не находящих пока адекватного ответа со стороны государственного руководства.
Так, темпы роста национальной промышленности в минувшем году снизились – с более чем 7% до 4%. Примечательно, что наиболее заметное снижение темпов прироста можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся локомотивом всей экономики. С 2000 по 2004 гг. объемы добычи нефти увеличились в 1,5 раза, тогда как в 2005 г. в стране добыто около 470 млн т нефти и газового конденсата, что позволяет говорить о годовом приросте добычи лишь на 2,4%. По мнению аналитиков, одной из важнейших причин столь серьезного сокращения производства в отрасли стало значительное падение добычи нефти на предприятиях "ЮКОСа" и некоторых других компаний.
Ошибки стратегии
Важнейшей отличительной чертой уходящего года стали упорные попытки российского руководства выработать долгосрочную стратегию экономического развития страны. На данный момент нельзя сказать, что такая стратегия сформулирована окончательно, хотя и большинство ее основных направлений уже определено. Как и следовало ожидать, отобранные приоритеты достаточно спорны и неоднозначны, а схемы их реализации не проработаны, а порой и просто отсутствуют.
Энергетическое лидерство
В 2005 г. Россия сделала серьезную заявку на глобальное лидерство в энергетической сфере. Базируется она, с одной стороны, на сложившейся на сегодняшний день ситуации на мировом топливно-энергетическом рынке, с другой – на невиданной доселе консолидации в руках государства нефтяных активов, составляющей порядка 30% всей российской нефтедобычи. Логичным приложением к этому видится окончательное определение государства со строительством нефтепровода к Тихому океану, а также существенное повышение отпускных цен на газ для соседей по СНГ. По всей видимости, российские власти видят в нефтегазовой отрасли прекрасное орудие для проведения активной внутренней и внешней политики. Создается ощущение, что несколько лет относительной стабильности и нефтяного благоденствия изрядно подогрели амбиции руководства страны, подтолкнув его на путь, которым в свое время пошли руководители СССР.
К сожалению, стратегическая ставка на нефть и газ, тем более использование их в качестве политического инструмента, в начале XXI века вызывает вполне оправданные сомнения. Поступая так, Россия закрепляет за собой роль мирового поставщика сырья в тот момент, когда все его основные потребители делают усилия по снижению собственной сырьевой зависимости. Повышенный интерес к российским энергоносителям – явление, бесспорно, временное и продиктованное текущей ситуацией (истощение месторождений в Северном Море, иракская война и т.п.). В тот момент, когда Россия будет направлять максимум усилий на строительство нефтепроводов и разработку новых месторождений, Европа, США и Япония будут развивать энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии. В том, что в среднесрочной перспективе использование углеводородов в качестве топлива будет сведено к возможному минимуму, нет ни малейших сомнений. К этому развитые страны подтолкнет не столько недостаток и дороговизна самих нефти и газа, сколько негативные экологические последствия от их сжигания. Именно по экологическим причинам густонаселенные Европа и Япония первыми перейдут на альтернативное топливо и источники энергии. В этом случае стратегическая ставка России на свои нефтегазовые запасы станет для нее непоправимой ошибкой.
Конечно, параллельно с курсом на энергетическое лидерство в России слышны разговоры и об инновациях и развитии наукоемких технологий. На практике дальше абстрактных бесед о необходимости создания технопарков дело не пошло. И, скорее всего, не пойдет, по крайней мере, до тех пор, пока сырьевой сектор будет приносить высокие доходы. Российские власти, похоже, серьезно намерены подойти к научно-техническому вопросу по проверенной советской схеме, когда высокотехнологические отрасли развиваются исключительно за счет государственной поддержки. К сожалению, в современных условиях сформировавшегося государственного капитализма это полностью исключено. В ситуации, когда чиновники параллельно являются совладельцами и менеджерами наиболее доходных сегодня сырьевых активов, никто не пойдет на инвестирование колоссальных (иначе не получится) средств в НТП без гарантии быстрой отдачи.
Национальные проекты
Другой характерной чертой 2005 г. стали т.н. национальные проекты. И хотя тема нацпроектов стала хитом второй половины уходящего года, мало кто (включая представителей правительства и администрации президента) может доподлинно объяснить суть и цели каждого из них. Напомним, в сентябре Кремль заявил, что 2006 г. планируется потратить около 150 млрд руб. на медицину, образование, сельское хозяйство и жилищную сферу. При том, что реализация нацпроектов возведена сегодня чуть ли не в ранг национальной идеи, об их сути можно сказать лишь то, что в подавляющем большинстве случаев она сведется к прямой раздаче средств людям, задействованным в перечисленных сферах. Бесспорно, все указанные категории нуждаются в повышении материального уровня, но при этом не совсем понятно, почему это повышение нужно считать национальным проектом. Равно как непонятно, почему не заняться этим непосредственно через бюджет.
Главная опасность, которую таят в себе т.н. национальные проекты, заключается в том, что на фоне прямой раздачи денег (причем, весьма избирательной) у государства нет ни планов, ни особого желания реформирования отраслей. Тогда как именно реформирование может сделать эти направления прозрачными и эффективными, что впоследствии потребует гораздо меньших вливаний извне. Однако похоже, что неудачи с реформой пенсионной системы и монетизацией льгот выработали у чиновников стойкую аллергию на реформирование вообще. Выделение же больших денег просто "под раздачу" – скорее популистский акт, прекрасно объяснимый приближающимися выборами. И все же, вместо "удочки" врачам, учителям и работникам сельского хозяйства старательно пытаются всучить "рыбу". При этом напрочь упускается из виду тот факт, что к хорошему привыкаешь быстро, и подсаженные на "национальные" прибавки люди будут требовать их и тогда, когда внешняя конъюнктура окажется не столь благоприятной и у государства этих денег просто не будет.
Россия – корпорация
В заключение следует сказать об еще одной важнейшей вехе этого года. Судя по последним заявлениям руководства страны, в России фактически должна возобладать корпоративистская модель государства. Становым хребтом этой модели должна стать система, опирающаяся на правительство и губернаторов на местах. В этой схеме прослеживаются попытки воссоздания некоего подобия Советского Союза. Суть и перспективы построения государства-корпорации четко и исчерпывающе изложил накануне своей отставки экс-советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Добавить к сказанному бывшим президентским шерпом просто нечего.
С наступающим, дамы и господа!
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету