Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Конституционная реформа была принята "пакетным" голосованием 8 декабря 2004 г. вместе с изменениями в "Закон о выборах президента" и должна вступить в силу с 1 января 2006 года. Она предусматривает переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, формирование правительства правящей коалицией депутатских фракций. Эта реформа подразумевает передачу значительной части полномочий от президента к премьер-министру и Верховной раде. В частности, к главе правительства перейдет львиная доля президентских полномочий по кадровым вопросам. Инициаторы отмены политреформы руководствуются тем, что перед голосованием 8 декабря 2004 г. последняя редакция предлагаемых законов с внесенными изменениями не получила должной оценки Конституционного суда относительно их соответствия Конституции. По мнению Когута, даже если политреформа вступит в силу с 1 января 2006 г., "Ющенко может игнорировать конституционную реформу. А Верховная рада не сможет в этом случае обратиться к Конституционному суду с просьбой признать неконституционными акты и указы президента, поскольку состав КС до сих пор не сформирован в полном составе".
Когут также прогнозирует, что "конфигурация будущего украинского парламента не позволит своевременно сформировать парламентскую коалицию и правительство Украины (соответственно, на протяжении 30 и 60 дней после начала работы нового состава парламента). Это позволит президенту распустить парламент и назначить досрочные выборы".
По словам эксперта, у Ющенко есть также и другой вариант: "Он не будет вносить на утверждение нового оппозиционного парламента кандидатуры на пост министра обороны и иностранных дел, что остается в его полномочиях после 1 января. По истечении 60 дней Ющенко сможет распустить парламент". Если же правительство все-таки будет сформировано, то "из фракций с разными политическими интересами, а поэтому не сможет эффективно работать".
Когут утверждает, что политреформа на Украине далеко не в полном объеме реализует возложенные на нее цели – тем более, ее реализация невозможна без принятия еще до парламентских выборов ряда законов: "О Кабинете министров", "О президенте", "О центральных органах исполнительной власти" и законов, определяющих статус оппозиции".
В готовности Украины к политреформе сомневаются даже те, кто изначально выступал за нее. В частности, недавно украинский политолог Владимир Малинкович на заседании "Украинского Клуба" на тему "Политическая реформа 2006: последствия и перспективы" подчеркнул, что он был инициатором политреформы и несет личную ответственность за ее реализацию, но сегодня осознает, что "Украина не готова к ней, поскольку в последний год занималась "оранжевой" революцией и ее последствиями". После вступления политреформы в силу возможен также конфликт между центром и регионами, считает Малинкович. По его словам, единственный выход для Украины – обеспечить стабильное большинство в новом парламенте хотя бы на первую каденцию. Слабость всех политических сил сегодня вселяет надежду, что будет создана сине-оранжевая коалиция во главе с нейтральным премьером-менеджером. "Невозможно создание "оранжевого" правительства во главе с Тимошенко, поскольку она не терпит контроля над собой. Невозможно также "оранжевое" правительство во главе с Януковичем, поскольку это воспримется как предательство для "оранжевых", – отмечает Малинкович. По его мнению, оптимальным выходом будет создание спокойного коалиционного правительства с премьером-менеджером, который не будет ярко-оранжевым или ярко-синим. "Возможно, это будет Ехануров, который уже "сине-оранжевый". Однако есть и другая хорошая кандидатура – министр экономики Арсений Яценюк, молодой, беспартийный политик", – подчеркнул эксперт.
Между тем, сам украинский президент на протяжении последнего года неоднократно менял свое отношение к политреформе. В свое время, в момент противостояния на Майдане, Ющенко пообещал поддержать реформу. Не далее как в октябре он снова заявил о том, что не будет инициировать ее отмену. "Я дал слово, что никаких деструктивных действий по отношению к тому ходу конституционных инициатив, которые были в парламенте, делать не буду, чтобы ни у кого не создалось впечатления, что Ющенко думает о своих полномочиях", – заявил он. А уже в декабре вдруг сообщил о том, что новации, предлагаемые в законе о политической реформе, не несут благ для украинцев. До конца года Ющенко пообещал не вмешиваться в процесс политреформы, но начиная со следующего января намерен "обратить внимание нации, здоровых политических сил на то, что действительно происходит с новой политической реформой". По его мнению, наиболее рискованная позиция состоит в том, что "с января система власти переходит к наиболее нестабильному институту – Верховной раде", которая, по определению украинского президента, "не может создать ни демократического, никакого большинства". Более того: вдруг выяснилось, что на принятии политреформы настаивают силы, "которые почувствовали, что утратили влияние на президентские выборы и переключили свое внимание на реформирование системы власти".
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету