Геймеры не чувствуют боли

Компьютерные маньяки, фанаты игр, гении клика - не сумасшедшие, считают психологи. Это легко доказать с помощью эксперимента в стиле Энтони Берджесса. Ясно одно - "стрелялки" не учат убивать


ФОТО: AP



Мамы и папы жестоких убийц, гениев "стрелялок", никогда не теряют надежды на то, что их чадо однажды образумится и перестанет алкать крови и взрывов, перестанет грозить компьютеру кулаком и колотить по клавиатуре в неодолимом желании причинить противнику больше боли, вышибить чьи-нибудь мозги или, на худой конец, выбить зубы. Ничего, когда-нибудь наш малыш оставит свои дурацкие привычки разбрасывать ключи от входной двери по всей квартире и искать на панели лифта непонятную кнопку Save – так думает мать - забудет все и перезагрузит компьютер.

Она права. Пройдет время, малыш подрастет и превратится в настоящее чудовище – бездушное, безразличное к чужим ранам и напрочь лишенное способности сострадать. Этот неуязвимый монстр будет вечно голодать и жаждать насилия. Вспоминая свое компьютерное детство, он будет удивляться тому, что так мало убивал, и отчаянно наверстывать упущенное...

Профессиональные геймеры подобны профессиональным теннисистам – с четырех лет они толкутся возле подвальных секций под замызганной вывеской, на которой вместо "клуба олимпийского резерва" накарябано какое-нибудь несусветное название, знакомое лишь тем, кто одержим жаждою электронного садомазохизма.

Через пару лет, собирая школьный ранец к первому сентября, первоклашка уже прикидывает план школы; надев пальтишко и башмаки, кроха беспокойно озирается и судорожно ищет оружие. Несчастная мамаша сует ему в руки букет цветов и гладит по головке: "первый раз, в первый класс...". "Уровень первый", - отзывается в головке щелчком.

Противники жестоких игр в стиле "экшн" в один голос утверждают, что насилие, которым пропитывается, будто губка, увлеченный геймер – опасный соблазн, приглашение к убийству, рекламный ролик для будущего маньяка - называйте это, как хотите. Действительно, в последнее время обезумевшие подростки, только и делают, что убивают друг друга, а потом на суде, пуская слюни, притворяются душевнобольными и заявляют безутешным родителям жертвы, что они просто решили "побегать и пострелять", а посему сажать их в тюрьму – бесчеловечно.

Несмотря на эти довольно убедительные аргументы, психологи решили провести специальное исследование. Они собрали 39 прожженных игроков, из тех, что, наткнувшись в темном переулке на серийного убийцу, первым делом скашивают глаза, дабы проверить запас жизненных сил в графе "Health". Ученые посадили каждого геймера перед отдельным экраном и показали им сцены из жизни заключенных. Затем какую-то сельскую драку. Затем жестокое избиение беззащитного мальчика. Наконец, убийство. Пытки. Для полной аналогии с "Заводным апельсином" не доставало только классической музыки в качестве бэкграунда. Напоследок геймерам предложили насладиться тропической идиллией рекламного ролика. Когда опыт был завершен, начались новости, и геймеры решили остаться в лаборатории и вместе с учеными досмотреть выпуск. Затем подопытные разошлись по домам.

Нужно отметить, что человеческий мозг своеобразно реагирует на визуальную информацию. Повышенная активность некоторых участков коры, или "эффект P300", показывает реакцию мозга на картинку. P300 – голые эмоции. Отличить "хороший" эффект от "плохого" в этом случае не составляет никакого труда – это проще, чем отличить новорожденного мальчика от девочки.

Но что же геймеры? Тюремные истории не вызвали в их мозгу ровным счетом никаких эмоций. Избиение младенца – лишь приглушенный шок. Застенки гестапо – пустяковый испуг и легкое отвращение. Ничего более.

Итак, заключают психологи, геймеры – не душевнобольные, как полагают многие школьные учителя информатики. Фанаты игр, адепты бойни, гении клика – нормальные люди с единственной дурной чертой: они бесчувственны и не отличают горе от рутины.

Выбор читателей