Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Года три назад два друга-австралийца, Джеймс Ван и Ли Уоннелл, поклонники Дарио Ардженто и Дэвида Линча, написали историю, чтобы один смог ее поставить, а другой – сыграть в ней.
Они назвали свой фильм "Пила" – нечто вроде "Беги, Лола, беги", "Пи" и "Мементо", только с большим количеством крови. О том, как парень по имени Адам (Ли Уоннелл) просыпается в заброшенном туалете, где, кроме него, еще двое – хирург, так же, как и Адам, прикованный за ногу к канализационной трубе, и труп, лежащий с размозженной головой на кафельном полу. Дальше – как в "Алисе в Стране чудес" или игре-бродилке: кассета с надписью "проиграй меня", ключик, который ни к чему не подходит, крест, под которым спрятаны сокровища, и так далее.
Для отвлечения внимания следует предыстория: о маньяке, который любит играть в игры и наблюдать за тем, как его жертвы убивают себя. Зрителю предлагается два варианта идентификации – с жертвами, разгадывающими смертельные загадки, и с маньяком-вуайеристом, который следит за процессом разгадки. Зритель видит то, чего не видят герои, но и сам вынужден полагаться на их рассказы о том, что предшествовало их появлению в туалете, а эти рассказы, как и варианты разгадки, могут вести в ложном направлении.
Ван и Уоннелл сделали фильм за 18 дней, дешево и сердито: автомобильная погоня была снята в старом гараже, а актер Тобин Бенн 6 дней пролежал на грязном полу, "играя" тело, потому что на манекен денег не было.
"Пилу" собирались выпускать сразу на видео, но восторг зрителей на предварительных просмотрах заставил продюсеров задуматься о настоящем прокате, а в первый же уик-энд проката было решено снимать сиквел.
Умирающий от опухоли мозга убийца все еще жив, а игра, движимая вперед угрозой физического уничтожения, по-прежнему продолжается. Еще до титров зрителю предлагается одновременно напоминание о первой части и приманка, вторая часть в миниатюре. Новая жертва обнаруживает себя в кресле с надетой на шею маской с гвоздями и видит послание маньяка, предлагающее начать игру. Маска с таймером закроется, если он не найдет ключ вовремя. А ключ зашит туда, где еще недавно был его правый глаз. Теперь сам герой не только жертва, но и вуайер, и невозможно не смотреть на то, как он пытается резать свое лицо, потому что в этом – обещание разгадки.
"Пила" – это не фильм ужасов, который чередует кратковременные импульсы, мгновенный испуг и длительное ожидание этого испуга. Это искусство как насилие, заставляющее держать глаза открытыми и видеть страшное, отвратительное. Герой проводит скальпелем по лицу, но не выдерживает. Время истекает, он умирает. Фильм начинается.
Продолжение "Пилы" снова стало полигоном для "молодого дарования". Если в первой части играли сравнительно известные Дэнни Гловер и Кэри Элвес (Робин Гуд из "Мужчин в трико"), то во второй участвуют в лучшем случае третьестепенные герои телесериалов. Режиссером стал 26-летний Даррен Линн Боусман, который поразил всех своей первой короткометражкой в 2001 г. на кинофестивале во Флориде. Он безуспешно пытался продвинуть собственный сценарий "Отчаянный", который продюсеры считали слишком жестоким. Как только "Пила" вышла в прокат, Боусману позвонили и предложили ставить "Отчаянного" – с условием, что он слегка изменит сценарий и сделает из него "Пилу-2".
Теперь наше внимание сосредоточено не на жертве, а на преследователе-полицейском (Донни Уолберг), который так же беспомощен, хотя и держит преступника (Тобин Белл) под прицелом. У него по-прежнему лишь несколько часов на то, чтобы спасти своего сына, заключенного в ловушку вместе с семью другими жертвами (в первой части герою, находившемуся в ловушке, нужно было спасти дочь, которая была снаружи). Если в "Пиле" наблюдателем-вуайером был убийца (хотя и находился не там, где предполагал вуайер-зритель), то теперь наблюдатель – сочувствующий, но бессильный что-либо сделать человек, который также должен играть по правилам.
Теперь мы наблюдаем за наблюдателем (маньяком), который наблюдает за наблюдателем (полицейским), который наблюдает за играющими – и в то же время сам является играющим. Учитывая, что и маньяк – актер, т.е. также играющий по правилам (кинематографического действия), цепочка становится поистине головоломной.
Вторая часть от увеличения количества персонажей и неизвестных стала, конечно, более сумбурной. Тем не менее, Боусман удержал свой дебют от распада на отдельные куски и вполне доказал, что те, кто не ценит свою жизнь, недостойны ее. Впрочем, в этом заключалось "послание" и первой части, поэтому в "Пиле-2" добавились еще два: во-первых, ад – это другие люди, а, во-вторых, иногда для того, чтобы выиграть, нужно только внимательно слушать правила.
Сам режиссер сыграл по правилам и после "Пилы-2" вместе с ее продюсерами заключил контракт на две картины с компанией братьев Вайнштейн. К производству же начали готовить третью часть.
В прокате с 12 января
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт