Русский с китайцем встанут плечом к плечу

Россия так боится демократических перемен, что готова поделиться своим оставшимся влиянием с Китаем, который через два-три десятилетия станет одной из самых сильных мировых держав




В течение длительного периода Россия вела довольно противоречивую и часто бессмысленную политику на территории постсоветского пространства. Предполагалось, что страны "ближнего зарубежья" никуда не денутся из-под плотной опеки старшего брата, который всегда будет задавать тон в отношениях с ними. Поэтому самостоятельная политика Грузии и Украины, избравших ориентиром построение демократического общества на манер стран Запада, была расценена как измена и предательство со стороны естественных союзников. Российские политические элиты сошлись во мнении, что подобный поворот событий был обусловлен целенаправленной политикой прежде всего США, а также стран ЕС, целью которых является унижение и ослабление России. Однако непопулярные власти, погрязшие в коррупции и пытавшиеся манипулировать гражданами, без всякой Америки были обречены на поражение. Запад действительно помог оппозиционным силам в Грузии и на Украине, как деньгами, так и методологическими разработками, с целью осуществления демократических преобразований. Однако он допустил кардинальную ошибку, признав в качестве новых лидеров людей, чьи демократические устремления были лишь ширмой для осуществления захвата власти. И Михаил Саакашвили, и Виктор Ющенко были (до перехода в оппозицию) вполне успешными чиновниками, работавшими при предыдущих режимах. Они унаследовали все пороки системы и оказались неспособными управлять своими государствами в условиях демократии западного образца. Экономика обеих стран переживает трудные времена, коррупция приобретает поистине гомерические размеры, предвыборные обещания не выполняются и т.д. В результате популярность лидеров резко упала, а идеи демократии оказались скомпрометированными.

Ну а Россия извлекла из происшедшего несколько важных уроков. Прежде всего, для сохранения оставшихся союзников ей следует задействовать не только политико-экономические рычаги воздействия, но и расширить с ними сотрудничество в военной области. Кроме того, необходимо привлечь другие (не западные) заинтересованные государства для создания гарантий стабильности учреждаемой системы отношений. Этот план Россия пытается претворить в жизнь в среднеазиатском регионе и за его пределами. Она инициировала создание таких организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора по коллективной безопасности (ОДКБ) и принимает активное участие в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Напомним, что ЕврАзЭС является организацией, осуществляющей экономическое сотрудничество, ОДКБ – сотрудничество в военной области, а ШОС сочетает обе эти функции. Причем, если в ОДКБ и ЕврАзЭС состоят страны, возникшие после распада СССР, то в ШОС наряду с ними присутствует Китай. Не будем утомлять читателя перечислением стран, входящих в каждую из этих организаций, отметим лишь, что Россия, Казахстан и Киргизия представлены во всех перечисленных структурах, Белоруссия – в двух, а Узбекистан и Армения – в одной. Добавим, что Туркменистан, позиционирующий себя как "нейтральное" государство, ни в какую из этих организаций не входит, но проявляет готовность к сотрудничеству с ними в сфере экономики.

Таким образом, лидеры среднеазиатских республик могут рассчитывать на силовую поддержку России и Китая, если их режимам будет угрожать "цветная" революция. Москва может задействовать механизм ОДКБ, который предусматривает предотвращение дестабилизационных процессов посредством введения мобильных групп реагирования в страну-участницу договора. Кроме того, Россия и Китай могут по просьбе государства, входящего в ШОС, инициировать размещение региональной антитеррористической структуры этой организации на территории соответствующей страны. Таким образом, они берут на себя долю коллективной ответственности за сохранение среднеазиатских режимов, что практически исключает возможность их смены демократическим путем. Вчера этот факт констатировал исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан, который заявил, что "время потрясений и "цветных" революций в Центральной Азии прошло". Недвусмысленно намекая на роль государств Запада в продвижении демократических преобразований, Чжан Дэгуан заявил, что "вмешательство извне во внутренние дела других стран не только бесполезно, но и вредно". Он пояснил, что в последнее время, во многом благодаря усилиям ШОС, в странах региона наблюдается стабилизация политической, экономической и социальной обстановки. Чжан Дэгуан признал, что такие факторы, как коррупция и бедность, не вполне преодолены, однако "утверждения о том, что они делают ситуацию взрывоопасной, являются преувеличением и не соответствуют действительности".

Похоже, Россия так боится демократических перемен, что готова поделиться своим влиянием с Китаем, который через два-три десятилетия станет одной из самых сильных мировых держав. Вряд ли такой шаг может считаться стратегически оправданным. Да и сохранение коррумпированных режимов, построенных по принципу восточных деспотий, также трудно назвать разумной стратегией.

Выбор читателей