Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: newtimes.ru |
Волну обсуждения данной проблемы всколыхнуло выступление директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара, который затронул эту тему во вторник на пресс-конференции, посвященной итогам экономического развития России в 2005 г. и прогнозам на 2006 год. Комментируя приход на российский рынок потребительского кредитования крупных западных игроков, таких, как Citibank, он положительно оценил возникающую благодаря этому реальную конкуренцию, а также в целом поворот банковского сектора к более активному кредитованию физических лиц и малого бизнеса. Вместе с тем, существуют риски, связанные с крупными кредитами, которые предоставляют государственные банки крупным государственным компаниям. "При неблагоприятном изменении мировой конъюнктуры эти риски возрастают, и угроза банковского кризиса в течение 3-4 лет является очень серьезной для российской экономики", – заявил Гайдар. Не преминул он отметить и риски, связанные с ценами на нефть, как для банковской системы, так и для экономики в целом. "Сегодня мы выстроили систему своих бюджетных обязательств таким образом, что при падении цен на нефть несколько выше среднего многолетнего уровня, даже до $25 за баррель, возникнут тяжелые последствия с бюджетом, с платежным балансом, поддержанием стабильности национальной валюты", – считает Гайдар.
Сами представители банковского сообщества России не склонны драматизировать ситуацию. "Это не первое высказывание подобного плана. Центробанк сегодня не видит объективных причин для кризиса: на это указывают и объемы просроченных ссуд, и их незначительность в своей массе", – подчеркнула заместитель председателя Банка России Татьяна Чугунова, выступая в среду на пресс-конференции, организованной Ассоциацией региональных банков (АРБ). По итогам прошлого года долгосрочная задолженность корпоративных клиентов Сбербанку составила 1%, что соответствует нормам, сообщил директор юридического управления Сбербанка Леонид Сюкасев. "Гайдар выступал как аналитик и аналитически оценивал возможные варианты рисков, – полагает руководитель АРБ Гарегин Тосунян. – Теоретически, риски присутствуют всегда, но из этого не надо делать выводы о том, что они существуют реально. Сегодня никаких оснований для подобных прогнозов нет".
Между тем, у банковского сообщества России есть куда более насущные проблемы, полагают представители отрасли. На вчерашнем пленарном заседании Госдума вернула к процедуре второго чтения и приняла с учетом поправок законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Эти поправки предусматривают повышение с 2% до 8% уровня достаточности собственных средств (капитала) банков. Как уверяют специалисты, беспрецедентное в мировой практике единовременное четырехкратное повышение норматива достаточности капитала будет означать для многих российских банков существенно ограничение операций по кредитованию российской экономики. И в первую очередь введение данных норм ударит по расширению потребительского и жилищного кредитования. Никто не спорит с необходимостью увеличения капитализации российских банков, но делать это, по мнению АРБ, следует постепенно, разбив процесс повышения уровня достаточности капитала на несколько стадий: с 1 января 2007 г. – до 4%, с 1 января 2008 г. – до 5%, с 1 января 2009 г. – до 6% от активов банка.
Еще одно предлагаемое Думой нововведение, вызывающее резкий протест банкиров, касается предложения обязать все кредитные учреждения страны предоставлять информацию кредитному бюро, в котором основными участниками являются не банки, а внешний оператор. По замыслу авторов законопроекта, данная мера будет препятствовать созданию "карманных" кредитных бюро, контролируемых банками. Однако участники рынка сомневаются в действенности подобных мер. Формирование рынка кредитных историй – задача самих банков, так как именно они заинтересованы в снижении кредитных рисков, тарифов на услуги кредитных бюро, эффективном функционировании системы учета кредитных историй, а внешний оператор имеет своей целью не развитие рынка кредитования, а исключительно извлечение максимальной прибыли, поясняют представители отрасли.
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты