Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Сразу же после победы на выборах Моралес заявил о смене экономического курса страны. Что же ожидает Боливию? Довольно немодный нынче (и даже "неполиткорректный") курс: отказ от либеральных достижений, национализация природных ресурсов, протекционизм и усиление регулятивных и социальных функций государства. Прежде всего, новый президент намерен отменить действующий с 1952 г. Закон о либерализации экономики. Простой народ получит дополнительные социальные и трудовые гарантии, в частности, будут изменены правила увольнения работников государственных и частных предприятий, значительно повышены ставки подоходного налога для лиц, имеющих высокие доходы. Предполагается отменить беспошлинный ввоз товаров из-за рубежа. В общем, все для народа. Более того, и от имени народа: Моралес призывает широкие слои общества активно включиться в законотворчество и управление государством.
Народная поддержка скоро будет очень нужна новому президенту. Ведь главная – и самая трудная – часть его реформ заключается в национализации природных ресурсов Боливии, что неизбежно встретит сопротивление энергетических компаний. Уже сейчас полным ходом идет процесс пересмотра действующих контрактов с иностранными добывающими компаниями. В то же время подчеркивается, что "честный отъем" собственности иностранных концернов не является целью нового руководства страны. "Будущее боливийское правительство оставляет за собой право распоряжаться природными ресурсами, но это не подразумевает их экспроприацию, – заявил Моралес. – В моей стране будут уважать право иностранных компаний на частную собственность, и мы пришли к власти не для того, чтобы кому-то мстить". Но при этом он обещал ужесточить меры против компаний, которые уклоняются от уплаты налогов.
Инвесторы остались в недоумении: как это новые власти страны будут национализировать и при этом не экспроприировать их собственность? И не на шутку обеспокоились: от "кокаинового президента", который производит впечатление популиста и диктатора, можно ожидать чего угодно. Впрочем, в ходе своего европейского турне Эво Моралес, желая успокоить партнеров, уточнил, как он видит новый механизм сотрудничества с инвесторами: Боливия-де хотела бы, "чтобы иностранные нефтяные и газовые компании были нашими партнерами, а не хозяевами природных ресурсов. В этой связи все природные энергетические ресурсы должны быть национализированы, а эксплуатация месторождений должна осуществляться совместными предприятиями".
Где-то мы все это уже слышали. Буквально по соседству, в Венесуэле. Тамошний президент Уго Чавес тоже "вышел из народа" чтобы поставить под государственный контроль сырьевую отрасль. И весьма в этом преуспел на идеологической базе боливаризма и волне антиамериканских настроений. Кстати, Чавес демонстративно патронирует нового президента-единомышленника. Он обязался ежемесячно поставлять Боливии 150 тыс. баррелей дизельного топлива. "В обмен я не хочу ни цента, – сказал Чавес Моралесу, – ты будешь нам платить сельскохозяйственными продуктами". Венесуэльский президент-полковник вообще любит помогать неимущим, причем делает это эффектно: он умудряется снабжать дешевым мазутом даже бедных жителей США – как же не порадеть о ближайших соседях?
Но надо сказать, Боливия, где две трети населения живет в нищете, сама по себе страна отнюдь не бедная. Она занимает второе место (после Венесуэлы) по запасам природного газа в Латинской Америке: разведанные запасы "голубого топлива" оцениваются экспертами в $70 миллиардов. В настоящее время разработкой нефтяных и газовых месторождений в Боливии занимаются такие крупнейшие транснациональные корпорации как BP, ExxonMobil, Petrobras, Repsol YPF, Shell, Texaco, Tenaris, Total. Правда политическая нестабильность и частая смена руководства Боливии в последние годы отрицательно сказались на инвестиционной привлекательности страны: за последние 7 лет иностранные капиталовложения в ней сократились более чем в 3 раза. И еще неизвестно, удастся ли Моралесу убедить инвесторов вернуться.
Впрочем, если не вернутся западные концерны – не беда. Есть страна, которая с удовольствием берется за освоение ресурсов социалистических Венесуэлы и Боливии, – это коммунистический Китай. Моралес уже встречался с Ху Цзиньтао и призвал его страну к совместной разработке газовых месторождений Боливии, а его партию – к идеологическому сотрудничеству с новым правительством в Ла-Пасе. Замечательная коалиция! Пока конфуцианско-коммунистический Китай наращивает свои экономические мускулы, по другую сторону Тихого океана распространяется идеология народного героя-освободителя, в честь которого и получила свое название Боливия. И обе эти силы смыкаются на почве противостояния США. Да и экономические модели у них получаются похожие: Китайское государство всегда контролировало свою экономику, и Южная Америка теперь национализирует ресурсы, усиливает государственное регулирование, перераспределяет доходы на социалистический манер. "В Латинской Америке происходят кардинальные изменения, и особенно в Боливии, – говорит президент Моралес. И добавляет: – Но мы хотим, чтобы перемены осуществлялись без насилия, демократически, согласно волеизъявлению большинства народа".
А каково волеизъявление боливийского народа (помимо национализации энергоресурсов) – это мы знаем. Он хочет легально заниматься тем, чем занимался тысячи лет – выращивать кустарник коки и собирать его листья – питательные и тонизирующие (что очень важно в условиях высокогорья). Но народу теперь не дают свободно это делать: кока занесена ООН в список дурманящих растений. Эво Моралес и тут взялся постоять за свой народ: он намерен "развенчать негативный миф" о коке как о сырье исключительно для изготовления кокаина и активизировать производство продовольственных товаров на основе этого полезного и питательного растения. Планируется даже провести международный ликбез на эту тему. Моралес, являющийся лидером движения "кокалерос" – крестьян, занимающихся выращиванием коки, – напоминает, что, по мнению Всемирной организации здравоохранения, сам по себе лист коки не опасен для человека, а выращивание коки является традиционным источником доходов в этом регионе.
Женщины опасаются действия властей