Чистейшая абстракция

В московской галере "Кино" открылась выставка одной из лучших русских художниц середины прошлого столетия и легендарной фигуры московского андеграунда, Лидии Мастерковой


ФОТО: gallerykino.ru



Лидия Мастеркова представляет собой редкий для наших широт экземпляр художника-абстракциониста в самом что ни на есть чистом виде. Если для многих русских художников середины прошлого столетия абстракция была необходимой ступенью в сложном эволюционном процессе поиска собственного "я", то Мастеркова уже на протяжении нескольких десятилетий безоговорочно предана искусству беспредметного – в ее произведениях не проскальзывает ни малейшего намека на фигуративность. Подобная последовательность заслуживает уважения, особенно если учесть, что художница начинала свою карьеру в самый разгар Второй мировой войны, а в ту пору даже за незначительный "левый" уклон можно было поплатиться жизнью.

"Мы не ощущали всего ужаса войны, я была совсем еще девчонкой, – вспоминает Мастеркова. – Был сорок третий год, немцы уже отошли, и мне прислали открытку, что открывается новая школа, и я отправилась на Крымскую площадь, на Большую Чудовку. Школа была образована чудом, все преподаватели – Перуцкий, Хазанов, Фальк – состояли в черных списках и не могли найти работу кроме как там. Директором этой школы стала Нина Николаевна Кофман, уникальная женщина. Это были люди другого времени, из 20-х годов, и отношения между профессором и учениками были другие, была замечательная внутренняя связь... Училище долго не трогали, а потом в один прекрасный день нас разогнали. И надо было идти учиться в училище Памяти 1905 года. Но мне опять повезло – таких людей уже не найдешь".

Несмотря на то, что с ранней юности Лидия Мастеркова общалась с самыми прогрессивными художниками того времени, своими вдохновителями и учителями она признает не только педагогов, но и великих мастеров прошлого – Леонардо до Винчи, Эль Греко, Рембрандта и даже Дионисия. "Важно, чтобы произведение захватывало своим исполнением, глубиной чувств, даже некоторой тайной, которая манит еще больше. Важно, чтобы в произведении жила душа художника", – считает она.


Фото: rusiskusstvo.ru

В конце 50-х годов Мастеркова начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль, создавать произведения в новой манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского андеграунда она последовательно работала с чистой абстракцией, была членом знаменитой "Лианозовской группы". В Лианозово тогда стягивались подпольные художники и поэты – все те, кто хотел быть приобщен к миру "другого искусства". Вместе с Лидией Мастерковой работали Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов.

А десять лет спустя, в конце 60-х начале 70-х годов Мастеркова сделала еще один шаг в сторону создания абстрактных произведений с преобладанием четкого конструктивного начала. Чаще всего в основе ее композиций лежит форма круга, как будто художница решает задачи на равновесие и завершенность пластической формы. "Плоскость картины – это ограниченное пространство, в котором я выстраиваю свой мир", – говорит она.

Мастеркова любит работать циклами, сериями. К числу наиболее известных и значительных относятся "Планеты" (1976 г.), "Триптихи" и многочисленные "Композиции", которые художница часто посвящает какому-то конкретному лицу. Серия "Метеориты" (1981-82 гг.), представляющая инсталляцию большого размера, состояла из 9 композиций, скомпонованных по три, и производила очень сильное впечатление.

В настоящее время Лидия Алексеевна живет в живописной деревне Сан-Лоран в 300 км от Парижа, заботясь о своих многочисленных домашних животных. В то же время она продолжает интенсивно работать, делая, в основном, графические серии в технике коллажа.

На выставке "Из Франции в Россию" представлены произведения Мастерковой разных лет, в том числе малоизвестные московской публике работы, созданные художницей после переезда во Францию в 1975 году.

Выбор читателей