Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: vkrugepervom.ru |
Верный новым традициям, канал "Россия" показывает очередной знаковый для отечественного телевидения сериал в воскресном прайм-тайме. Вначале – без рекламы, блоком в две серии, демонстрируя тем самым особую значимость этой работы для всего сообщества: как телевизионщиков, так и зрителей.
Я не знаю, сможет ли фильм Глеба Панфилова соперничать по рейтингу с уникальным (пока) по зрительскому интересу к "Мастеру и Маргарите" Владимира Бортко, но несомненно, он уж точно не уступает предновогоднему триумфатору в профессионализме.
Интерес, безусловно, подогревается не только тем, что, как и в случае с "МиМ", перед нами первая экранизация произведения живого классика, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, вписавшего свое имя золотыми буквами в историю мировой литературы. И даже не тем, что человек-легенда Александр Исаевич Солженицын тут самолично автор сценария и читает закадровый текст своим замечательным голосом мудреца. Самое интересное в том, что на фоне русского сериального бума перед нами, пожалуй, впервые предстают авторы, находящиеся в абсолютной оппозиции как к советскому прошлому, так и к "демократическому" настоящему страны.
Это не экранизация, сделанная молодняком, в глаза не видевшим репрессий, и не вольные фантазии невесть кого на "сталинскую" тему, коими регулярно снабжают жадную до сериалов публику второстепенные авторы. Тут знаковые для литературы и российского кинематографа фигуры слились в творческом порыве. При советской власти подобная акция была предпринята с романом "Тихий Дон", правда тогда это был гигантский по бюджету госпроект, который возглавил самый крупный на тот период киномастер Сергей Герасимов.
Фото: vkrugepervom.ru |
Кто может "замахнуться" на живого классика, легенду, тем более – привлечь его к работе? Только человек, чьи фильмы видели все, в том числе (в этом нет сомнения) и сам великий писатель. Оправдывая высокую честь, Панфилов гарантирует уровень – что легко можно было заметить практически в каждом кадре двух первых серий.
Безусловно, главным героем, практически бенефициантом пролога стал замечательный актер Роман Мадянов. Его Абакумов, шеф сталинского МГБ тех времен, о которых повествует роман "В круге первом" (1949 год), сыгран выше всякой критики.
Сцены со Сталиным для меня всегда были лакмусовой бумажкой качества любого кино или текста про тот период. В советских фильмах вождь изображался подчеркнуто корректно, дико картонно или совсем уж карикатурно-возвышено. В перестройку и позже, живописуя тирана и, особенно, отношение к нему подчиненных, выпускники киновузов реактивно изгалялись, либо хлопая Усатого по плечу, либо откровенно глумясь. И вот впервые, по крайней мере в телевизионном фильме, глядя, как у Абакумова на лбу выступает пот и дрожат руки, я поверил в систему Станиславского. Тем, кто читал Солженицына, и в романе памятны эти сцены со Сталиным. Тем более ярко они выглядят в исполнении по-настоящему хороших актеров.
Вообще тема взаимоотношений высших чекистов и зэков в прологе фильма стала основной, затмив главных героев в исполнении Певцова и Миронова. И даже не зная, что будет дальше, одна эта тема могла бы претендовать на полноценное кино. Великолепный эпизод с Андреем Смирновым в роли старого зэка-инженера на приеме у министра, которому непроизвольно веришь просто из-за того, что этот текст написан свидетелем и участником подобных сцен, столь же точно монтируется со следующим за ним разносом, устроенным всесильным Абакумовым своим наложившим в штаны подчиненным. Размазывающий юшку по лицу кум-полковник, отчаянно врущие, чтобы спасти свои несчастные шкуры, начальники "шарашки" в генеральских погонах – все это говорит о том, что в фильме нет второстепенных ролей. Вспоминается "Семнадцать мгновений весны", где непонятно, кто круче – Штирлиц или Мюллер...
Фото: vkrugepervom.ru |
Факт остается фактом – на гостелевидении (особенно на втором канале) все чаще задумываются о настоящем качестве кино. Причем не только в техническом плане – этим уже никого не удивишь, были бы деньги, – а и в идейном. "Идиот", "Мастер и Маргарита"... Теперь вот – мощная реклама многотомному труду Солженицына. Его ведь тоже кинутся раскупать, как недавно Булгакова. И пусть не в таком количестве, пускай не сметут все собрания сочинений с прилавков (учитывая, что тут ставится и далеко не самая лучшая его вещь, практически первый роман, и вовсе не тот, что его прославил), все равно – на фоне сценарного идиотизма подавляющего большинства наших мыльных опер солженицынский опус вызывает забытое чувство глубокого удовлетворения. К нему примешивается законное чувство гордости за то, что еще при жизни автора романа в фильме одного из крупнейших киномастеров страны отметилось впечатляющее число актеров – звезд российского кино.
Если хотя бы иногда продюсеры будут отдавать силы и средства на подобные проекты, мы простим телевизионщикам всю ту ботву, которой они пичкают нас с Yтра до вечера.
Американцы уверяют, что глава России бросил союзника в опасный момент
Политик ведет себя неприемлемо