Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В 2006/07 финансовом году (октябрь–сентябрь) Соединенные Штаты по различным каналам окажут иностранным государствам помощь на общую сумму примерно $32 миллиарда. Из них $20,9 млрд – в рамках закона "Об ассигнованиях на зарубежные операции, финансирование экспорта и связанных с этим программ", в том числе $5 млрд – на военные нужды (в основном тем же Израилю и Египту – соответственно $2,3 млрд и $1,3 миллиарда). Остальные $16 млрд пойдут на разного рода экономические и гуманитарные проекты. Так, $2,8 млрд выделено на борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией; $1,6 млрд – на программы охраны здоровья матери и ребенка; около $1,2 млрд – на помощь мигрантам, беженцам, а также жертвам стихийных бедствий; чуть больше $1,2 млрд – на международную борьбу с наркобизнесом и т.д.
Госдепартамент США получит $95 млн в т.н. Фонд демократии для осуществления программ, которые, как говорится, в законе "Об ассигнованиях на зарубежные операции...", "продвигают демократию, правильное государственное управление, права человека, независимые СМИ и верховенство закона по всему миру". Целых $4 млн из этой суммы предполагается потратить "на развитие политических партий в России" (привет Путину!).
Отдельно нужно сказать о финансировании инициативы Джорджа Буша "Вызовы тысячелетия" в размере $1,8 млрд (администрация запрашивала $3 млрд). В рамках данной программы всесторонняя помощь оказывается странам, проводящим политические и экономические реформы в правильном, с точки зрения Вашингтона, русле. Так, Грузия должна получить по этой линии в 2006-2010 гг. около $300 миллионов. Отбирает "правильные" страны и распределяет деньги совет директоров корпорации "Вызовы тысячелетия" во главе с госекретарем Кондолизой Райс.
Американцы не стесняются прямо увязывать предоставление помощи с поведением стран-кандидатов. И правильно делают! Вместе с тем, когда подобная привередливость сочетается со скупостью, смотрится это забавно. Так, на все страны СНГ в 2006/07 финансовом году, в соответствии с упомянутым законом, планируется потратить $514 млн, из коих аж $80 млн предназначено России (для сравнения: Украине – $95 млн). Однако 50 из этих 80 миллионов будут заморожены до тех пор, пока американский президент в письменной форме не уведомит конгресс о том, что Москва прекратила ядерное сотрудничество с Ираном (а именно – обучение персонала и "предоставление технической экспертизы, технологий и оборудования, необходимых для создания ядерного реактора и связанных с ним ядерных исследовательских центров и программ, а также возможностей для создания баллистических ракет"). Помимо этого, глава Белого дома должен письменно подтвердить законодателям, что Россия "обеспечивает полный доступ в Чечню для международных неправительственных организаций, оказывающих гуманитарную помощь беженцам и перемещенным лицам".
"Учиться, на старших глядя" – отнюдь не грех, и Москве давно пора перенять американский опыт поддержки "правильных" режимов, причем со всей широтой русской души, не испорченной буржуазной скаредностью. Конечно, соревноваться с Вашингтоном в планетарном масштабе нам не по силенкам, так ведь этого и не нужно. А вот на постсоветских просторах – "вай бы и нот"? Россия, как известно, и сейчас фактически субсидирует республики бывшего СССР: на своей недавней пресс-конференции Путин подсчитал, что только Украина обходится нам в $5 млрд ежегодно. Однако, во-первых, такими субсидиями пользуются, хотя и в неравной мере, но абсолютно все импортеры российских энергоносителей из числа "бывших", даже отвечающая "одними плевками" Грузия; а во-вторых, экономическая поддержка оказывается в "совковых" формах. В результате – никакой благодарности, когда помогаем, и шквал инвектив, когда перестаем. Плюс апелляции к "добренькому" Западу: караул! – бьют "молодые демократии" имперским "энергетическим оружием". Если уж помогать – то адресно и налом, а не через заниженные тарифы. Соответственно, и наказывать будет проще – без долгих переговоров "хозяйствующих субъектов" и отыскивания предлогов, чтобы не пускать к себе "вражеское" молоко и мясо.
Еще в октябре прошлого года российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что на рыночные отношения в торговле энергоносителями надо переходить со всеми без исключения странами СНГ, а помощь со стороны России ее союзники "должны получать в других формах". На прошедшей недавно в Мюнхене международной конференции по безопасности глава Минобороны Сергей Иванов подтвердил, что в следующем году цена на газ будет поднята даже для Белоруссии, с которой у нас вроде бы строится "союзное государство". Дружественная Армения уже приравнена в смысле стоимости газовых поставок к Грузии и Азербайджану.
Разница между "льготной" и "европейской" ценой на российский газ составляет порядка $180 на 1 тыс. кубометров. Чтобы покрыть издержки наших союзников при переходе к нормальным рыночным отношениям в газовой сфере, требуется примерно $3,8 млрд для Белоруссии и немногим более $300 млн для Армении. Если Киев и Кишинев (о Тбилиси речь не идет, поскольку тамошнее помешательство, похоже, уже не лечится) передумают со своим "брюссельско-вашингтонским выбором", то понадобится еще $3-4 млрд для Украины (имеются в виду дотации только на собственно российский газ – без туркменского) и около $450 млн для Молдавии. В общей сложности деньги не маленькие, но они у государства российского есть. Не говоря уже о том, что значительная часть дополнительных доходов "Газпрома" прямиком перекочует в бюджет в виде налогов, огромный бюджетный профицит и без того позволяет – при нынешней-то мировой энергетической конъюнктуре – проявить щедрость.
А конъюнктура эта, по крайней мере в ближайшие годы, едва ли существенно изменится. Ну, будет баррель нефти стоить $40-45, а не $60-70, как сейчас, что с того? Поднимать цену отсечения в Стабилизационный фонд выше сегодняшней планки $27 за баррель уже нельзя, а каждый дополнительный доллар мировой цены на нефть сверх этого порога приносит в российский бюджет "лишние" $2 млрд в год. Причем кавычки в данном случае смело можно убрать: эти деньги действительно лишние, ибо размер Стабфонда (более $50 млрд) уже достаточен для надежной страховки бюджета "в случае чего", а потратить нефтедоллары внутри страны нельзя – им просто не найдется товарного покрытия.
Почему бы не создать еще какой-нибудь "подфонд" для помощи иностранным государствам и переправлять в него, скажем, четверть поступлений в Стабфонд после вычета расходов на досрочное погашение внешних долгов? При теперешних ценах на нефть (которые могут взметнуться еще выше, если американцы додумаются ударить по Ирану) в Стабфонд в этом году привалит более $60 миллиардов. Допустим, $15 млрд будут выплачены Парижскому клубу, тогда "иностранный" фонд аккумулирует $11-12 миллиардов. Внешних долгов у нас скоро почти не останется, и даже при цене на нефть в $40-45 за баррель такой фонд будет ежегодно прирастать на $7-8 миллиардов.
Разумеется, расходовать эти деньги можно и нужно не только в качестве дотаций на газ, причем последние целесообразно постепенно сокращать и часть их предоставлять в форме льготных кредитов – чтобы стимулировать реципиентов к экономии. Оказывая такую помощь, Россия гораздо эффективней обеспечит свое влияние на постимперском пространстве, чем ввязываясь в торговые склоки или цепляясь за военные базы. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тем более, когда эти сто рублей тебе не нужны.
Украинское руководство не собирается сдаваться