Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Сторонники нынешнего положения дел вполне справедливо говорят, что спорт – в первую очередь спорт, а не танцевальное шоу. На этом основании все чаще звучат голоса сторонников исключения танцев из программы Олимпийских игр. Введение в танцевальные программы элементов парного катания – вращений, поддержек, дорожек шагов – очень спорная мера. Ограничений столько, что иной танцевальный элемент выглядит жалкой карикатурой, пародией на какой-нибудь тодес – а ведь именно такого "усеченного" исполнения и требуют нынешние правила.
Кто спорит, спорт важнее. Однако стоит вспомнить, что у мастеров спортивных танцев самые лучшие выступления всегда были синтезом спорта и искусства. Диана Таулер и Бернард Форд, Людмила Пахомова и Александр Горшков, Анжелика и Эрих Бук, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Джейн Торвилл и Кристофер Дин, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Оксана Грищук и Евгений Платов, Анжелика Крылова и Олег Овсянников... какие были имена, какие пары, какие танцы навсегда остались и истории спорта! Достаточно вспомнить "Кумпарситу" Пахомовой и Горшкова или "Болеро" Торвилл и Дина, чтобы задуматься – а стоит ли загонять сегодняшние танцы в суперстрогие рамки обязательных, высокотехнологичных, но тормозящих развитие этого вида катания требований.
Это – что касается танцев вообще. Но накануне Игр в Турине с танцами была особая ситуация. Триумфаторы и главные неудачники Игр в Солт-Лейк-Сити большой спорт покинули. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, Ирина Лобачева и Илья Авербух – сегодня эти имена стали достоянием истории, хотя Пейзера активно участвует в телетрансляциях из Турина, берет интервью у нынешних звезд и, как кажется, чувствует себя в новой роли прекрасно. По спортивным итогам последних лет фаворитами Игр считались чемпионы мира и Европы Татьяна Навка и Роман Костомаров. Российская пара неоднократно выигрывала разнообразные турниры, и все бы для России выглядело спокойно, когда бы не решили вернуться в большой спорт не выступавшие 4 годы итальянцы Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Ясно, что итальянцы в Турине – это повод для триумфа. Ясно, что президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта – итальянец, и победа соотечественников ему была бы приятна. Но совершенно объективно было нельзя всерьез рассматривать эту пару в качестве кандидатов на золото Турина. Тем не менее, после обязательного танца итальянцы лидировали, а Навка и Костомаров довольствовались вторым местом.
Вспомнились сразу предостережения о том, что на Играх все четыре золота россиянам не отдадут. В этом были свои резоны – все же в фигурном катании всегда стремятся к равномерному распределению наград. И, наверное, не избежать бы итальянцам танцевального золота, однако тут в борьбу вмешались те самые новые правила, согласно которым усложнение программы автоматически ведет к высоким шансам на победу. И в оригинальном танце случилась катастрофа: пары падали, как подкошенные, что для этого вида катания раньше было не характерно. Упали Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас из Литвы – вечно обиженный на весь мир дуэт, также уходивший из большого спорта после Игр в Солт-Лейк-Сити. Упали еще несколько пар. Ну а кульминацией было падение Фузар-Поли и Маргальо – падение, случившееся оттого, что итальянцы переоценили свои возможности и с заданным уровнем сложности на поддержке не справились. Они, конечно, мастерски продемонстрировали степень трагизма от такого крушения – когда замерли после окончания танца, глядя друг на друга в лучших традициях итальянского темперамента и умения, как говорят про плохих актеров, "рвать страсть в клочья". Но надежд на золото в этот миг лишились почти бесповоротно – "почти", потому что впереди была произвольная программа, где часто все и решается.
Однако произвольный танец итальянцам явно не удался. Было видно, как Барбара и Маурицио изо всех сил стараются соответствовать новым правилам, но одного старания было мало, и очень низкие оценки поставили их заведомо вне пьедестала почета. Вместо триумфального возращения – катастрофа: 6-е место.
После этого осталось лишь прикидывать, смогут ли Таит Белбин и Бенджамин Агосто из США и украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров (именно в такой последовательности эти пары заняли 2-е и 3-е места после оригинального танца вслед за Навкой и Костомаровым) опередить россиян. По качеству танца сенсаций не ожидалось, однако россияне выступали в последней пятерке под вторым номером, и потому (по еще одной традиции фигурного катания) можно было ожидать "придерживания" оценок – судьям надо было иметь в виду выступление конкурентов.
Грушина и Гончаров, выступавшие перед россиянами, свой очень красивый танец на музыку Питера Гэбриела из фильма "Последнее искушение Христа", Навке и Костомарову уступили – и в первую очередь, в скорости катания. Россияне были явно в ударе, а "Кармен" вдохновит любого танцора и любую публику. Технически их выступление было почти безупречным, не считая ошибки Романа при выходе с одного из сложнейших элементов. Сложности хватило бы на три произвольные программы. Правда, на мой взгляд, с точки зрения все того же художественного впечатления Татьяна с Романом, а также их хореограф Татьяна Кручинина, что называется, не дотянули, поддавшись искушению слишком уж откровенной, почти "попсовой" работы на публику. Судьи действительно поставили им не самые высокие оценки, оставив шансы американцам, которые завершали программу.
Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, конечно, проделали с американским дуэтом огромную работу, вновь доказав, что русская школа фигурного катания – одна из сильнейших в мире. Испано-цыганский танец пары Белбин – Агосто был изящен и страстен, музыкальное и образное противостояние "Кармен" нашей пары читалось в подтексте со всей большевистской прямотой. Однако и по технике, и по компонентам американцы отстали от Навки и Костомарова весьма значительно. И все! Выступление последнего дуэта, французов Делонель – Шонфельдер уже ничего серьезного в расстановку сил внести не смогло – на фоне лидеров они не смотрелись.
Итак, третье золото Турина – у россиян, серебро – у американцев, бронза – у украинцев. До сих пор советские и российские танцоры проигрывали Олимпийские игры лишь дважды. Или, если хотите, полтора раза – с учетом того, что Марина Анисина все же изначально была российской спортсменкой. Что ж, приятно, когда такие традиции продолжаются!
И последнее. С точки зрения тезиса о том, что 4 золотые медали в Турине российские фигуристы получить не могли по определению, у Ирины Слуцкой в состязаниях одиночниц остается мало шансов. Шутка, конечно, – ведь и в танцах России золота никто заранее не обещал.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт