Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Иммигранты – надежда и опора стареющей Европы
На фоне роста ксенофобии в странах ЕС, террористической угрозы и "карикатурной войны" неким диссонансом звучат участившиеся в последнее время призывы европейских деловых кругов, экспертов ООН и даже самой Еврокомиссии распахнуть двери ЕС навстречу трудовым мигрантам. Однако за этими призывами – здравый смысл и забота о будущем, о котором сами европейцы позаботиться уже не в состоянии. Сокращение рождаемости и связанное с этим старение населения – давняя беда внешне процветающей Европы. И у этой беды есть свои глубинные причины. Во-первых, комфортабельная и необременительная "малодетность" стала европейской нормой. Во-вторых, из системы европейских ценностей постепенно исчезает семья: браки становятся все более редкими, поздними и часто распадаются. Правда, наблюдается рост числа однополых браков, но к демографическому буму эта тенденция почему-то не приводит... В итоге получается довольно грустная картина: неумолимый Евростат утверждает, что уже в 2010 г. число умерших в Европе превзойдет число родившихся. И если сейчас средний возраст жителя ЕС составляет 38 лет, то к 2050 г. он достигнет 53 лет. Доля людей старше 65 лет вырастет с 16 до 30%, а старше 80 лет – в три раза (до 11%). Излишне говорить, насколько обременительно это будет для экономики (особенно такой социально ориентированной, как европейская). Ведь если сейчас на двух работающих жителей стран ЕС приходится один иждивенец, то в 2050 г. троим работающим придется содержать четверых.
Поэтому европейцам начинают внушать мысль о том, что трудовые мигранты – это совсем не плохо, пусть они и ходят в тюрбанах и хиджабах и на дух не переносят "европейские ценности". Зато они трудолюбивы, берутся за всякую работу, даже за такую, от которой уважающий себя европеец будет нос воротить (он охотнее будет получать пособие по безработице, которого в большинстве стран Западной Европы вполне хватает на оплату жилья, машину и пиво). Но главное, что отличает гастарбайтеров – они не просят таких зарплат, как коренные европейцы. Стало быть, использование их труда выгодно со всех сторон. Оно снижает расходы компаний и себестоимость производимых в Европе товаров и услуг. А, следовательно, повышает конкурентоспособность всей европейской экономики, стонущей от обилия и дешевизны продукции из Китая. Кроме того, таким образом можно добиться снижения инфляции и бюджетных дефицитов (общей беды стран-участниц Европейского валютного союза). Вообще же, экспертами высказывается гипотеза, что увеличение населения страны за счет иммигрантов на 1% прибавляет 1,5% к росту ее ВВП. Делайте выводы!
Причем, это ложный стереотип, будто гастарбайтеры работают только мусорщиками и уборщицами. Они берутся за любую работу, и квалифицированных кадров среди них немало. А статистика показывает, что порядка 20% трудовых вакансий в странах ЕС предусматривают именно высокую квалификацию работников. Поэтому, например, строительство и медицина в ряде европейских стран уже капитально "подсели" на труд иностранцев. В Лондоне, одном из самых передовых европейских городов, они составляют 23% врачей, 47% медицинского персонала, а также 70% работников сферы бытовых услуг.
Не так страшен "польский сантехник"
Конечно, для "старожилов" Евросоюза приятнее, если в роли гастарбайтеров будут выступать практически родные жители Восточной Европы. Однако правительства стран Западной Европы начинают понимать это только сейчас, а еще 2 года назад, когда страны ЦВЕ вступили в Евросоюз, их обнесли семилетним миграционным забором. Тогда их западные соседи испугались пресловутого "польского сантехника", якобы способного подорвать трудовой рынок стран Западной Европы. Испугались все, кроме Великобритании, Ирландии и Швеции – эти страны не стали вводить мораторий на трудовую иммиграцию из новых членов ЕС. И теперь выясняется, что они отнюдь не повредили своим трудовым рынкам, но зато ускорили экономический рост. Видимо, польский сантехник знал, что надо "подкрутить" в их экономике. Восточноевропейцев приехало совсем немного – в десятки раз меньше, чем ожидала Европейская комиссия. Например, с мая 2004 г. в МВД Великобритании зарегистрировалось всего около 330 тыс. трудовых мигрантов из новых стран ЕС. Из них 59% – граждане Польши, 13% – Литвы, 11% – Словакии. В основном, это те мигранты, которые уже находились в стране, работая нелегально, и теперь просто легализовались.
Кабинет министров Великобритании – для спокойствия души – недавно организовал исследование трудового рынка страны. И его результаты, действительно, успокоили правительство. "Экономическое влияние миграции из новых стран-членов ЕС было небольшим, но в целом позитивным", – к такому выводу пришли эксперты, проводившие это исследование. Хотя фактом является и то, что в 2005 г. число безработных в Великобритании увеличилось на 90 тыс. человек, однако эксперты не обнаружили "никаких заметных статистических показателей" того, что в этом виноваты мигранты из стран ЦВЕ. Выяснилось, что британская безработица ни географически, ни по секторам экономики практически не "пересекается" с восточноевропейскими гастарбайтерами.
А недавно и Европейская комиссия опубликовала доклад, где утверждается, что улучшением своих макроэкономических показателей (на фоне остального ЕС) Великобритания, Ирландия и Швеция обязаны не в последнюю очередь открытию доступа рабочей силы из Восточной Европы. Например, ВВП Ирландии вырос в прошлом году на 4,5% (тогда как в среднем по "еврозоне" он едва превысил 2%). Таким образом, "страхи о наплыве дешевой рабочей силы оказались беспочвенными, а в Великобритании, Ирландии и Швеции наблюдается высокий экономический рост и уровень занятости", – делает выводы Еврокомиссия.
Воодушевленные такими успехами, еще 4 страны: Испания, Финляндия, Греция и Португалия – на днях объявили о том, что уже 1 мая этого года откроют свои рынки труда для граждан новых членов ЕС. Бельгия, Дания, Франция, Италия, Люксембург и Голландия выразили готовность отменить ограничения в 2009 году. И только Германия и Австрия, безуспешно борющиеся с высоким уровнем безработицы, сохранят эти ограничения до упора, то есть до 1 мая 2011 года.
Восточная Европа скоро иссякнет
Да, страны ЦВЕ вольют немало новой крови в дряхлеющую Западную Европу. Однако и их возможности по этой части не безграничны – все их население составляет около четверти от западноевропейского. Более того, демографическая ситуация у них ничуть не лучше, а в ряде случаев – даже хуже, чем в "старом" ЕС. Согласно прогнозам Евростата, к 2050 г. в странах ЦВЕ убыль населения составит в среднем 12%, а лидером по депопуляции будет Болгария с убылью на 34%. Такие мрачные прогнозы объясняются тем, что с расширением ЕС (а то и раньше) сотни тысяч граждан Восточной Европы устремились на Запад в поисках высоких заработков (всего с начала 90-х годов их число достигло 1 миллиона).
Эксперты полагают, что в общей сложности с востока на запад Европы переместится около 3% населения, то есть немногим более 3 млн человек. Для Восточной Европы это катастрофическая цифра, учитывая тот факт, что на Запад подаются, в основном, молодые, наиболее инициативные и работоспособные люди – цвет и надежда нации. Например, в Латвии уже бьют тревогу: за последние 1,5 года из страны уехало 50 тыс. человек. Причем, Брюссель только стимулирует подпитку западноевропейской экономики кадрами с востока, финансируя их профессиональную подготовку для адаптации на трудовом рынке ЕС. Говоря о той же Латвии, европейский комиссар по делам занятости и социальным вопросам Владимир Шпидла отмечает, что за 1,5 года своего членства в ЕС эта страна получила из Европейского социального фонда 134,3 млн евро "для инвестиций в "человеческий капитал", то есть на переквалификацию, повышение квалификации и решение связанных с глобализацией проблем". В последующие 7 лет на эти цели ЕС выделит Латвии 4 млрд евро. Комиссар подчеркивает, что "главной ценностью Европы являются хорошо мотивированные квалифицированные работники". И эта "европейская ценность", естественно оседает в основном в странах "старого" ЕС.
А странам ЦВЕ тоже придется восполнять недостаток трудовых ресурсов за счет мигрантов из других регионов. "Не секрет, что уже сегодня владельцы крупных фирм, сетей супермаркетов усиленно ищут гастарбайтеров, – говорит экс-священник и экс-глава МВД Латвии, депутат сейма Эрик Екабсонс. – Если власти срочно не пересмотрят свою социальную, налоговую и экономическую политику, то нас ждет массовый приток выходцев из третьих стран. Причем не только из СНГ, но главным образом из самых беднейших стран Африки. Понятно, что жители Турции на наши зарплаты не позарятся, а вот для граждан Сомали, Сенегала и Конго зарплата 400 долларов – предел мечтаний".
Печально и то, что для Западной Европы 3 млн восточноевропейцев – это, к сожалению, отнюдь не решение демографической проблемы и не панацея для экономики. Согласно обнародованному недавно докладу комиссии лорда Тернера, к 2025 г. одной только Великобритании понадобятся 10 млн иммигрантов. Что же получается? Хозяйство дряхлеющей Европы неизбежно перейдет в руки людей в тюрбанах и хиджабах? Скорее всего, так. Есть, правда, у экспертов еще одна робкая надежда. Она связана с новой тенденцией: по мере того, как граждане новых членов ЕС легализуются на трудовых рынках Западной Европы, их прежнее "подпольное" место занимают выходцы из "более восточных" стран – Украины, Молдавии. Не исключено, что со временем в Европе появится немало гастарбайтеров из России (особенно если Москва добьется послабления визового режима с ЕС), Белоруссии и даже более отдаленных республик СНГ. Тогда старушка Европа сможет опереться на новый, культурно близкий демографический ресурс. И это даст шанс предотвратить кажущуюся сейчас неизбежной исламизацию Европейского союза.
Женщины опасаются действия властей