В Минске бушует оппозиция

Белорусская оппозиция наводнила улицы Минска - с Yтра сторонники Александра Милинкевича и Александра Козулина стекались к Октябрьской площади, но вскоре были оттеснены в парк Янки Купалы. Там перед ними выступили лидеры




Столица Белоруссии, почти единогласно принявшей Александра Лукашенко на привычный пост, не теряет присутствия оппозиционного духа. По центру Минска бредут без оглядки побитые репортеры, всюду оцепления, милиция и спецназ настороже. Что стряслось? Это сторонники Александра Милинкевича вышли выразить свое недовольство ничтожными шестью процентами на выборах, которые принесли Лукашенко головокружительную победу – 82,6%. Сторонников Милинкевича много, они начали стекаться к Октябрьской площади с Yтра, наводнили окрестные улицы, и хлынули за оцепление. Начались потасовки, кого-то задержали, но стражи порядка стойко держали оборону площади, и не допустили прорыва.

Правда, из-за оппозиционного наводнения пришлось перекрыть движение транспорта в городе и нагнать дополнительные отряды спецназа. Манифестанты, оставив осаду площади, попытались было занять проспект Независимости, но оттуда их тоже оттеснили, и в конце концов двухтысячная толпа осела в парке Янки Купалы. Там вскоре высадились Милинкевич и Козулин, однако выступать они не торопились, ожидая полного аншлага. И вот, парк переполнен. Десять тысяч людей ждут идейной подпитки.

Оппозиция давно грозилась устроить митинг в центре столицы, и выбрала для этого самый неподходящий день, когда городские власти решили почистить и прибрать Октябрьскую площадь для грядущей церемонии инаугурации. Начиналось все вполне обыденно – военнослужащие в оцеплении были настроены мирно, оппозиционеры кипели негодованием. Они попытались прорвать кордон, и встретили вежливый отказ: "Мы культурно просим людей не мешать этой работе".

"Люди", к которым обращались милиционеры, не вняли их просьбам, и продолжили штурм. Выяснилось, что без ОМОН в шлемах и с дубинками не обойтись. ОМОН довольно быстро управился с противником, противник же (силы оппозиции) потерял нескольких девушек, которые лишились чувств в давке и сошли с дистанции.

Картину наступления очевидцы емко выражали в двух словах: "Идут и давят". Омоновцы тем временем затолкали оппозиционные массы в парк Янки Купалы, где, как вы уже знаете, через некоторое время появились главные действующие лица этого конфликта, Милинкевич и Козулин.

Милинкевич взял слово и воодушевил собравшихся (вернее, собранных бойцами ОМОН) в парке следующим словами: "Мы будем и дальше проводить митинги, мирные акции", и, между прочим, призвал соратников активнее ходить на подобные массовые мероприятия. В кульминации речи Милинкевич преподнес народу идею белорусского Народно-освободительного движения и даже означил его цели. "Мы будем бороться за свободные выборы - без Лукашенко, - сказал он. - Подтасовав итоги выборов, режим приблизил свой конец. Мы победим, потому что за нами правда, закон и справедливость".

Вслед за ним его коллега Александр Козулин представил свои эксклюзивные данные: "По моим данным, уже задержан Павел Шеремет". Павел Шеремет – корреспондент Первого канала. Правоохранительные органы парировали реплику Козулина: "Мы никого не задерживали". Вполне вероятно, что они тут действительно ни при чем – по информации "Эха Москвы", журналиста увезли на машине белого цвета пугающие "люди в штатском", представившиеся сотрудниками уголовного розыска, а от них комментариев не дождешься.

Мало-помалу протестующие пообвыклись в парке Янки Купалы, а затем и вовсе почувствовали себя полноправными хозяевами этой площади: всем журналистам, посягнувшим на нее, крепко досталось. Кого-то просто "вынудили покинуть" сквер, кого-то в подкрепление слов избили, остальные же за попытку запечатлеть оппозиционный порыв поплатились своей аппаратурой. Под горячую руку попали даже "свои" информационные агенства. Могучие 6% метали снег в объектив и гнали журналистов прочь.

Выступления лидеров подошли к концу, и йдейно сытая толпа стала рассасываться. "Я призываю всех собраться на "Окрестино", - напутствовал их голос Алексанра Козулина. В приемнике-распределителе ГУВД "Окрестино" содержатся 300 человек из палаточного лагеря противников Лукашенко на Октябрьской площади, простоявшего всего одну ночь. Тем не менее, палаточников именуют не иначе как "героями", а в пылу протеста к этому титулу добавилось слово "Слава". "Слава героям!" - скандировали потрепанные силы оппозиции, медленно двигаясь по Коммунистической улице. ОМОН безучастно встал на пути колонны. Столкновение неизбежно. Столкновение происходит на проспекте Дзержинского, и в руки милиции попадает сам Александр Козулин. Во время одной из стычек раздаются взрывы - скорее всего, это газовые гранаты, так называемые спецсредства, примененные подразделениями ОМОН, но толпа упорно следует в "Окрестино".

Между тем, "люди в штатском" дали о себе знать: Павел Шеремет обнаружился во 2-й клинической больнице Минска, под конвоем. Несмотря на четверых конвоиров у дверей палаты (двое в штатском, двое в форме), Шеремет дал интервью корреспонденту газеты "Белорусский партизан". Журналист полагает, что его арестовал КГБ. По словам Шеремета, его заковали в наручники и вывезли за город, за этим закономерно последовало избиение, далее допрос, где ему сообщили, предварительно очистив карманы от излишних документов и денег, что он повинен в сквернословии и оскорблении сотрудников милиции.

Выбор читателей