Жизнь на Марсе летит незаметно

И все-таки есть жизнь на Марсе! Или нет?.. Ни то, ни другое. Ученые обнаружили новые следы, на сей раз весьма убедительные, правда, ведущие совсем не туда, куда хотелось бы - следы бактерий в марсианской породе




Марс, а, Марс... откройся! Есть жизнь? Есть реки, моря, поселенцы? Замки и владения, поля кукурузные и пшеничные? Или опять ничего? "Вот все, что есть!" - только и отвечает Марс: с красной планеты на Землю летит метеорит, массивный, опасный, когда ударит, мало не покажется. Метеорит насквозь проеден бактериями – марсианскими бактериями, которые не успели вовремя эвакуироваться. Он летит уже много миллионов лет, и, пока на Земле человек умелый превращается в римлянина, римлянин погрязает в разврате, и гибнет под угольным паровозом, марсианский обломок плывет себе в абсолютном нуле, не торопя пространство и время. Вот он входит в земную атмосферу, загорается от трения, и, обгорелый, шлепается на египетскую пустошь в 1911 году. Ученые жадно хватают его и дают ему имя Нахла. Пройдет век, прежде, чем они заметят, что…

…Нахла изрыта крохотными тоннелями, напоминающими те, что "прогрызают" в земных породах бактерии. Этот процесс называется биотурбацией, и, взятый в геологическом масштабе времени, обнаруживает природное сходство с другим, созвучным процессом, привычном человеку одинокому.

И все-таки, есть жизнь на Марсе? Есть, конечно. Но если на нее глянуть, станет скучно, потому что жизнь эта скромная, незаметная. Короче говоря, нет ее. Как это нет, ведь только что была! А вот так. В решете Нахлы ученым почудились следы микробной ДНК, они навели на резкость – нет, все та же мертвечина. Неужели опоздали? – схватились за головы ученые, но не поддались отчаянию и стали размышлять: Нахла, камень, рожденный в марсианском вулкане 1,3 млрд лет назад, пролежал большую часть этого времени в воде – в марсианской воде – и в тот момент, когда что-то вынудило его покинуть Марс в виде метеорита, он, вполне возможно, кишел микроорганизмами. Предположим, космическое путешествие на Землю население метеорита перенесло в виде спор, но, очнувшись в безводной пустыне Египта, вскоре погибло по очень простой причине: миллионы лет жизни в марсианском океане сделали его неспособным выжить в иных условиях. Нахла высохла, крохотные пришельцы состарились и вымерли. Такой вот безрадостный конец. Впрочем, это не значит, что на Марсе тоже никого не осталось, ведь бактерий с орбиты не разглядишь.

Конечно, свежий марсианский грунт подошел бы для исследований куда лучше, чем древняя метеоритная труха вроде Нахлы, но для этого необходима целая экспедиция роботов с микроскопами.

Исследователи из Университета штата Орегон во главе с Мартином Фиском не унывают, они просто не могут поверить, что "червоточины" Нахлы не имеют ничего общего с жизнью, когда-то все же точившей марсианский камень. Подобные сети узких и коротких каналов геологи находят и в ранних пластах земной коры, различие только в том, что на Земле следы жизни повсюду, а на Марсе их не разглядеть.

Выбор читателей