Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Дело, касающееся этой проблемы, и вообще первое дело, касающееся монетизации льгот, КС рассматривал по жалобам органов муниципальной власти – главы города Твери и Тверской городской думы. Они просили проверить конституционность статьи 153 широко известного 122-го закона о реформе льготных выплат. До введения 122-го закона, действовало постановление Верховного Совета РСФСР, согласно которому родители должны были оплачивать лишь 20% общей суммы расходов на содержание ребенка в детском саду, а иные льготные категории – и того меньше. Закон отменил это постановление, но обязал муниципальные власти сохранить прежние социальные гарантии. Разные субъекты Федерации восприняли закон по-разному. В одних сохранили льготу, в других стали самостоятельно устанавливать плату за детские сады. Причем плата, как водится, значительно увеличилась.
В частности, мэрия и Тверская городская дума после вступления в силу 122-го закона почти в 2 раза повысили плату за детский сад, доведя ее размер до 858 руб. в месяц. Однако постановление городских властей после многочисленных протестов граждан было отменено 22 августа 2004 г. Центральным районным судом г. Твери по иску прокурора. Суд признал этот документ ухудшающим положение граждан и противоречащим ст. 153 указанного закона. Не согласившись с определением суда, мэр Твери и депутаты городской Думы решили обратиться в Конституционный суд и оспорить там саму норму, на которую сослался суд общей юрисдикции.
Согласно оспоренной тверскими властями норме, все граждане, у которых до 1 января 2005 г. было право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления в силу нового закона. И органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать объем представляемых льгот и, конкретнее, не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат. Однако заявители утверждали, что отмена законов, гарантирующих определенный объем социальных гарантий, с одновременным требованием сохранить тот же объем льгот, порождает неопределенность в целом ряде вопросов. В частности, в вопросе о том, должен ли существовать единый федеральный стандарт, устанавливающий размер платы за посещение ребенком дошкольного учреждения.
Заявители полагали, что оспоренные ими статьи "ограничивают закрепленное в Конституции РФ право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения" и конституционные принципы местного самоуправления, которое не входит в систему органов государственной власти. Кроме того, в жалобе содержалось утверждение, что фактически закон о монетизации льгот препятствует муниципальному образованию изменять объем льгот, перераспределять финансовые средства на решение тех социальных проблем, которые органы местного самоуправления считают приоритетными".
Однако КС не согласился с такими аргументами. Напомнив, что Конституция РФ "провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", судьи пояснили, что применительно к конституционному праву это следует понимать как равенство возможностей, в том числе и при получении образования. Следовательно, государство должно обеспечить детям "равный доступ в соответствующие государственные или муниципальные образовательные учреждения".
Причем заботиться о детях, воспитывать и содержать их должны не только родители. Конституция, в которой сказано, что материнство и детство находятся под защитой государства, предполагает "конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей" и предопределяет "многоплановую роль публичной власти в этой сфере". В частности, государство должно оказывать финансовую помощь семье, имеющей детей. И этот факт субъекты Федерации и муниципальные образования "должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование". Проще говоря, федеральный центр устанавливает определенные стандарты, а местная власть должна реализовывать общеобразовательные программы. Закон о федеральном бюджете предусматривает финансовые обязательства государства, а местные бюджеты оказывают материальную помощь конкретным образовательным учреждениям.
Поскольку "Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств", оно вправе установить предельный размер платы, взимаемый с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях. Замена льгот на денежные компенсации должна содержать "эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан", считает КС. Причем объем социальных прав не должен зависеть от того, на территории какого муниципального образования проживают граждане, а это достигается только "путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства".
Говоря конкретно о законе №122, КС отметил, что он направлен "на решение задач обеспечения конституционного равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан". Не отрицая финансовой самостоятельности местного самоуправления, этот закон определяет объем расходных обязательств муниципального образования, требуя от местных властей, чтобы они и впредь предусматривали на содержание детей в дошкольных учреждениях не меньшие средства, чем до 1 января 2005 года.
Однако, с учетом того, что обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации, расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях должны нести не только местные, но и региональные, а также федеральные власти. Если в местных бюджетах не хватает источников финансирования, то, согласно решению КС, дополнительные расходы должны компенсироваться из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Таким образом, КС признал оспоренную норму 122-го закона не противоречащей Конституции РФ, поскольку она предполагает не только обязанность органов местного самоуправления сохранить сложившиеся пропорции в распределении расходов на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях, но и обязанность РФ и ее субъектов "оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств".
Конечно, муниципальные власти теперь должны постараться, чтобы доказать государственным чиновникам, что местные доходы не позволяют финансировать детские сады в полной мере, но если такие расчеты будут представлены, доплачивать за дошкольное обучение детей придется все-таки государству, а вовсе не родителям.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику