Депутаты предлагают сажать экстремистов на четыре года

Госдума выступает за увеличение максимального наказания за преступления, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, и рекомендуют внести в законодательство еще ряд дополнений




Депутаты Госдумы выступают за увеличение максимального наказания за преступления, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, с 2-х до 4-х лет лишения свободы. Об этом говорится в рекомендациях "круглого стола" по проблемам борьбы с экстремизмом и ксенофобией, прошедшего вчера в Госдуме.

Как отмечается в документе, действующее законодательство РФ "пока не позволяет достаточно эффективно противодействовать экстремистским и ксенофобским проявлениям во всем их многообразии". В частности, предлагается дополнить закон о борьбе с экстремизмом нормами, запрещающими создание под каким-либо иным наименованием партий и объединений, которые были запрещены в связи с осуществлением экстремистской деятельности, передает "Росбалт".

По мнению депутатов, в КоАП необходимо внести положение, устанавливающее ответственность за незаконное производство, сбыт и приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики и символики. Кроме того, участники "круглого стола" высказались за создание в структуре Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ подразделения этнологической, религиоведческой, психолого-лингвистической и других видов экспертиз. Парламентарии убеждены, что "это будет способствовать быстрому и компетентному расследованию дел, возбужденных в связи с совершением преступлений экстремистской направленности".

Впрочем, по мнению замгенпрокурора Владимира Колесникова, силовые и репрессивные методы в борьбе с экстремизмом следует применять "дозировано и только в сочетании с политическими и социально-экономическими мерами, направленными на оздоровление ситуации в обществе". Колесников убежден: прямое силовое воздействие на экстремистов и террористов в ряде случаев бывает контпродуктивным, а тезис о том, что противостоять ксенофобии, экстремизму и терроризму должны исключительно правоохранительные органы, является ошибочным. Экстремистские группировки, подчеркнул замгенпрокурора, пытаются легализовать свою деятельность путем проникновения в общественные и религиозные организации, и как раз на этом этапе необходимо "ставить заслон их преступным посягательствам". "Нужен мониторинг, система раннего предупреждения и перекрытие каналов финансирования", - отметил Колесников.

Замгенпрокурора высказался за создание единого банка данных "о людях, явлениях и процессах, могущих иметь отношение к экстремистской деятельности", а также за активизацию пропагандистской работы с населением "с целью разъяснения сути экстремизма и ксенофобии и противопоставления научного знания предубеждениям". "Нужно изучать собственную историю и историю других народов, - призывал Колесников. - Многие ли знают, что знамя мусульман было первоначально не зеленым, а голубым, как небо, что молились они не каабу, а на Алтай, потому что Коран был написан на скифском языке? А откуда взялась охота на лис, игра в поло, йогурты, которые мы рекламируем? Да это же наше скифское кислое молоко!" Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, в свою очередь, отметил: в стране растет "кавказо- и китаефобия, а в национальных республиках, наоборот, русофобия". Данные статистики выглядят неутешительно: с 2000 по 2005 г. количество нападений на иностранных граждан в России увеличилось на 84% - с 7,2 тыс. до 13,3 тыс. Если в 2002 г. за преступления экстремистской направленности к уголовной ответственности были привлечены 8 человек, то в 2005 г. - 214. Статистика преступлений, совершаемых по статье "Вандализм", также демонстрирует резкий рост: в 2003 г. - 96 привлеченных, в 2005 -289.

По мнению Васильева, одной из причин роста ксенофобских настроений стала нерегулируемая миграция в начале 90-х гг., когда из бывших советских республик в Россию хлынула волна переселенцев, что породило социальную напряженность в обществе. Депутат также сообщил, что из 67,3 тыс. иностранных студентов, обучающихся в России, нападениям подверглись 0,6%. Озабоченность российских парламентариев понять несложно: приходится констатировать, что современное российское общество страдает проявлениями экстремизма, фашизма, национальной, религиозной нетерпимости и розни, а достаточная правовая база для борьбы с этими проявлениями до сих пор не создана. Наблюдатели не первый месяц говорят о том, что в первую очередь в стране сегодня нужно формировать прозрачную, не позволяющую двойных трактовок законодательную базу и строго спрашивать с правовых и силовых структур за отклонение от ее норм. Не так давно тема экстремизма обсуждалась на заседании Общественной палаты, причем тогда ее члены констатировали: власть всю ответственность за решение проблемы переложила на плечи президента РФ.

"Мол, проблема глобальная, и решать ее самому сильному. "Единая Россия" вместо совершенствования законодательства ограничивается подписанием в высшей степени правильных, надо сказать, заявлений. "Силовики" утверждают, что законодательная база "слабовата", и отделять межнациональную рознь от хулиганства, а фашизм от мирной демонстрации молодежи - не их задача. Вот если взорвется и будут пострадавшие или драка закончится убийством иностранного студента, тогда, конечно, но и это может вполне пройти по разряду простой "уголовщины" или, что и того проще, сойти за мелкое хулиганство", - заявил тогда член комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации Александр Школьник.

Справедливости ради следует отметить, что уже в апреле правительство РФ решило ввести уголовную ответственность за вандализм, совершенный по мотивам национальной и религиозной ненависти, а также административную ответственность за изготовление и распространение нацистской атрибутики.

Выбор читателей