Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впервые идея о пересмотре соглашения по базе была озвучена Бишкеком в июле прошлого года. И звучала вполне резонно, ведь до сих пор земля, на которой расположена база Ганси на территории международного аэропорта Манас, сдается в аренду по цене от 3 центов до 4 долларов за кв. м (причем, сам аэропорт сдан в аренду силам международной антитеррористической коалиции на безвозмездной основе). Плюс – с американцев взимают $1500-$1700 за каждый взлет или посадку военного самолета. В сумме набегает чуть больше $2 млн в год. Причем, поскольку территория аэропорта контролируется различными организациями, далеко не все деньги, перечисляемые американцами, поступают в государственную казну. Всего, по данным Министерства экономики КР, с 2001 по 2005 гг. в бюджет Киргизии от деятельности авиабазы поступило $8,2 миллиона… А согласно недавнему заявлению главы МИД Киргизии Аликбека Джекшенкулова, за первый квартал текущего года финансовых поступлений от деятельности авиабазы в госбюджет вообще не было. Кроме того, киргизские и зарубежные компании, оказывающие услуги авиабазе, освобождены от уплаты НДС.
И уже более девяти месяцев назад Бишкек впервые тактично намекнул Вашингтону, что-де Киргизия – страна небогатая, и не может так долго сдавать в аренду свой аэропорт за "смешные" деньги самой богатой стране в мире. Американцы отнеслись к этому намеку с пониманием и выразили готовность пересмотреть условия соглашения 2001 года. К тому же у них появился серьезный повод для беспокойства: примерно в это же время страны-участницы ШОС (в числе которых и Киргизия) приняли решение призвать силы антитеррористической коалиции определиться со сроками окончания своего пребывания в регионе. А затем Узбекистан выдворил американскую базу восвояси. Так что Вашингтон действительно был заинтересован в том, чтобы по-хорошему договориться с киргизами. Но денег-то всегда жалко! А тут еще у этой самой могущественной в мире державы в прошлом году случился рекордный дефицит бюджета, которым она была обязана, главным образом, своим военным расходам. В общем, вопрос о расценках на киргизскую базу как-то сам собой завис. А тому, что он практически не всплывал в последующие 9 месяцев во многом способствовало предоставление Соединенным Штатами беспроцентного кредита Киргизии в размере $200 млн., а также безвозмездной финансовой помощи в $32 миллиона.
Возможно, у Бишкекского руководства так и не хватило бы смелости вновь поднимать эту тему (чтобы не показаться американцам бестактными, ведь Киргизия, в отличие от Узбекистана, стремится дружить со всеми влиятельными силами). Но тут вовремя подсуетилась Россия: состоялось несколько российско-киргизских встреч на высоком и высшем уровне с участием представителей бизнес-элиты, в ходе которых Киргизии были обещаны миллиардные инвестиции в энергетику и туристический бизнес. В частности, российская сторона пообещала вложить более $2 млрд в строительство каскада гидроэлектростанций на реке Нарын и еще около $0,5 млрд – в строительство крупного туристического центра на побережье озера Иссык-Куль и реконструкцию тамошнего аэропорта. Создаются СП в нефтегазовой сфере, а также по производству уранового полуфабриката. Обсуждаются и другие проекты. На высшем уровне особо подчеркивается, что условия пребывания в КР российской базы – в отличие от американской – не ставятся под вопрос. Россия спокойно обустраивает свою базу, а заодно и городок Кант, в котором она расположена.. В целом, Россия подтвердила свои глубоко союзнические и экономически перспективные отношения с Киргизией.
И Бишкек вдруг обрел уверенность в своей правоте в трудном разговоре с Вашингтоном. Вновь, уже более категорично, он поставил перед США вопрос о базе. 19 апреля президент Курманбек Бакиев заявил, что поскольку "в течение девяти месяцев руководство США не может определиться с вопросами арендной платы", то "Кыргызстан оставляет за собой право рассмотреть возможность прекращения действия двустороннего соглашения от 2001 г., в случае если какие-либо обстоятельства не позволят завершить переговорный процесс до 1 июня 2006 года". То есть это, фактически, ультиматум. Или шантаж – если принять во внимание новые условия, которые выдвигает киргизская сторона. Она требует увеличения арендной платы в сто раз – до $207 млн в год. Плюс – компенсации тех $80 млн, которые Пентагон ранее заплатил за авиатопливо, но они не поступили в бюджет страны, поскольку были перечислены компаниям, связанным с семьей бывшего президента Киргизии Аскара Акаева. То есть, киргизские власти требуют от США сумму, составляющую более половины доходной части бюджета республики (в принятом на текущий год бюджете она составляет $490 миллионов). Плюс Бишкек хочет отменить льготы по НДС для компаний, обслуживающих базу. К тому же (но это не должно волновать американцев) правительство Киргизии хочет стать единственным арендодателем в аэропорте Манас.
Реакция американской стороны на этот демарш была предсказуемой. Американский посол в Киргизии Мари Йованович, а также помощник госсекретаря США по делам Южной и Средней Азии Ричард Баучер в унисон заявили, что Соединенные Штаты не намерены платить за использование киргизской базы "взятую с потолка" сумму. Однако от обсуждения вопроса цены они не отказываются. "Какова надлежащая цена использования авиабазы, каков надлежащий объем компенсации правительству Киргизии - это предмет обсуждения, которое будет опираться на объективные критерии, - уточнил Баучер. - Мы готовы добросовестно обсуждать эти вопросы и вести переговоры". Американцы не хотят потерять базу в Манасе, которая скоро может им очень понадобиться – Иран-то рядом! Но и киргизов хочется поставить на место. А Бишкек, разумеется, отвергает все обвинения в "потолочности" своих расчетов. "Мы брали эти цифры не с потолка. Существуют международные нормы - сколько стоит один гектар земли, сколько стоит квадратный метр на территории международного аэропорта такого уровня… Эти расценки соответствуют международным стандартам", - заявил Курманбек Бакиев. Слова президента КР подтвердил министр экономики и финансов Киргизии Акылбек Жапаров, отметивший, что требования к США по увеличению арендной платы "не выходят за рамки международных стандартов".
Правда, США утверждают, что арендная плата за землю под базой и сейчас осуществляется "по рыночным расценкам". Они, разумеется, имеют в виду местные расценки, а не "международные", которых в принципе не существует. Цена аренды везде разная. Конечно, если бы американцы захотели арендовать под военную базу лондонский аэропорт Хитроу, им бы пришлось раскошелиться чуточку побольше, но ведь речь идет не о Великобритании, а о Киргизии. Однако Бишкек в своих расчетах, очевидно, ориентируется на самые высокие стандарты, считая Манас не хуже Хитроу. Чем ставит США в затруднительное положение: отказать - значит почти наверняка потерять базу, согласиться – значит поддаться на откровенный шантаж и тем самым создать весьма нежелательный для себя прецедент.
Впрочем, многие эксперты полагают, что беспокоиться Вашингтону не о чем: Киргизии просто нужны деньги, и она, кстати, этого не скрывает. А резкий тон заявлений президента Бакиева о судьбе американской базы объясняется его стремлением максимально понравиться России (дело-то было как раз накануне визита в РФ). В итоге Киргизия получит российские инвестиции, а вопрос о стоимости аренды базы опять "подвиснет" на неопределенное время. При условии, конечно, что США догадаются подкинуть "небольшой и небогатой" республике еще немного (но и немало) деньжат на раскрутку. Или по взаимному согласию сторон цена аренды действительно будет увеличена. Но, конечно, не в сто раз, а гораздо скромнее.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету