Кулаев получил высшую меру. С правом на жизнь

Сегодня Верховный суд Северной Осетии приговорил Нурпаши Кулаева - единственного оставшегося в живых участника захвата бесланской школы - к пожизненному заключению




Похоже, в громком судебном процессе по делу Нурпаши Кулаева – единственного оставшегося в живых участника захвата школы в г. Беслане – наконец-то поставлена точка. Сегодня в Верховном суде Северной Осетии этот террорист был признан виновным по всем пунктам обвинения и приговорен к высшей мере наказания, однако в связи с действующим в нашей стране мораторием на смертную казнь ему предстоит отбывать пожизненное заключение в колонии строгого режима.

"Оценивая совокупность доказательств, суд считает установленным факт участия Кулаева в устойчивой преступной группе, а также совершении терроризма с целью оказания давления на государство и захвате заложников", – заявил верховный судья Тамерлан Агузаров, завершая оглашение приговора, затянувшееся более чем на неделю. Другими словами, была доказана вина подсудимого в осуществлении террористического акта, а именно "в совершении взрыва и других действиях в целях нарушения общественной безопасности", говорится в приговоре.

Кроме того, в приговоре также упоминается тот факт, что все заявления Кулаева о его невиновности признаны необоснованными, поскольку показания свидетелей и даже его собственные показания, данные в ходе предварительного следствия, говорят об обратном. "Утверждения Кулаева, что он за все время пребывания в школе не применял насилия в отношении заложников, не пользовался оружием, не оказывал сопротивления сотрудникам правоохранительных органов, считать несостоятельными", – заявил Тамерлан Агузаров.

Несмотря на то, что ранее гособвинение потребовало применить к Кулаеву исключительную меру наказания – смертную казнь, – заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель заявил, что прокуратура удовлетворена вынесенным приговором. "Мы считаем, что данный приговор соответствует тяжести преступлений, совершенных Кулаевым, – отметил он. – Пожизненный приговор – это также высшая мера наказания, на чем настаивало государственное обвинение".

Также удовлетворен решением суда и глава правительства Чеченской республики Рамзан Кадыров: по его мнению, "вынесенный приговор соответствует тяжести содеянного". Вместе с тем он подчеркнул, что "точка в этом деле (теракт в Беслане) не может быть поставлена, пока родные и близкие пострадавших и погибших в результате этого чудовищного преступления не получат ответ на вопрос, как стало возможным такое".

Между тем у родственников погибших в результате теракта этот приговор вызвал противоположную реакцию. Если представительницы комитета "Матери Беслана" не исключили, что будут обжаловать решение Верховного суда республики, то в комитете "Голос Беслана" заявили, что Кулаев является ценным свидетелем, а потому сохранение ему жизни оставляет надежду на то, что все обстоятельства бесланской трагедии рано или поздно будут расследованы.

В настоящее время Тамерлан Агузаров продолжает зачитывать статьи, по которым Кулаев был признан виновным (всего их восемь – бандитизм, терроризм, убийство, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, захват заложников, незаконное хранение, ношение и приобретение оружия, а также боеприпасов и взрывчатых веществ). При этом в зале заседания обстановка достаточно спокойная. Что же касается самого осужденного, то, судя по его лицу, приговор в виде высшей меры стал для него неожиданностью.

Напомним, что Нурпаши Кулаев (1980 г.р.) был захвачен в Беслане в сентябре 2004 г. и сразу же начал активно сотрудничать со следствием. Судебный процесс по делу Кулаева начался 17 мая 2005 г., а последнее перед оглашением приговора заседание суда состоялось во Владикавказе 16 феврала текущего года. Напомним также, что в результате теракта в Беслане погиб 331 человек, в том числе 186 детей.

Выбор читателей