Россия и Иран подчинят себе полпланеты

Не только вся Европа, но и половина планеты могут попасть в прямую зависимость от России и Ирана. Осталось только выработать совместную политику в нефтегазовой сфере




Вчера в Москве состоялась встреча руководителей парламентов государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Казахстан. В совместном заявлении, сделанном по окончании встречи, говорится, что парламенты государств–участников ШОС намерены играть более активную роль в правовом обеспечении аспектов сотрудничества, "способствовать обмену опытом в сфере законодательства и юридической информации, а также современной и сбалансированной гармонизации законодательств государств-членов организации". Участники встречи приветствовали создание Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, призванных содействовать развитию экономического сотрудничества, совершенствованию его законодательной базы и стандартов международных экономических структур, в том числе для банков и предпринимательства, включая малый и средний бизнес.

Правда спикер парламента Узбекистана Эркин Халилов считает создание межпарламентской ассамблеи ШОС преждевременным. К такому мнению, похоже, склоняется и Кремль, полагающий, что на данном этапе основными формами взаимодействия должны стать встречи руководителей парламентов, консультации представителей профильных комитетов, а также совместная деятельность экспертов из разных государств.

Если вопрос о том, как будут развиваться межпарламентские связи, пока не решен, то в отношении значимости самой Шанхайской организации сотрудничества нет никаких разногласий. Так, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов отметил, что ШОС объединяет две трети Евразии, или половину человечества, и ее авторитет "свидетельствует о том, что мир не однополярен". При этом, как подчеркнул председатель парламента Киргизии, ШОС не является альтернативой НАТО и не "готовит передел мира под себя". В утверждении киргизского парламентария содержится некая доля лукавства. ШОС позиционируется ее членами как важнейшая структура, играющая серьезную роль в политической и экономической жизни региона. Кроме того, по заявлению председателя парламента Казахстана Нуртая Абыкаева, в рамках ШОС в самом ближайшем будущем планируется создание антитеррористического подразделения. Другими словами, ШОС призвана играть в Центральноазиатском регионе ту же роль, что НАТО занимает в Североатлантическом. Кстати, значение ШОС в региональном масштабе подчеркнул и президент Путин, заявивший на встрече с парламентариями, что сегодня организация "решает серьезные задачи политического, контртеррористического и экономического свойства и является хорошим примером равноправного партнерства, основанного на общей заинтересованности в эффективных совместных действиях". Путин отметил, что Россия будет и впредь вести линию на повышение роли и возможностей ШОС.

В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о расширении организации посредством принятия в нее новых членов. Миронов, например, не исключает такого развития событий, хотя другие главы парламентов скептически относятся к подобной перспективе. Так, казахская сторона предложила ввести временный мораторий на принятие новых членов, заявив, что сейчас "необходимо сосредоточиться на упрочении взаимодействия государств внутри организации". Глава узбекского парламента полагает, что "ШОС должна стать действенной схемой сдержек и противовесов на региональном уровне, позволяющей обеспечить стабильность и безопасность всех стран Центральноазиатского региона", а потому не стоит спешить с принятием в организацию новых членов. Такого же мнения придерживается и председатель парламента Киргизии, утверждающий, что "прежде чем говорить о новых членах ШОС, надо создать необходимые предпосылки".

Однако очевидно, что чем организация представительней, тем она сильнее. Поэтому теоретически было бы выгодно принять в нее те государства, которые имеют статус наблюдателей. Напомним, что государствами-наблюдателями в ШОС являются Иран, Индия, Монголия и Пакистан. Похоже, заявления, сделанные на московском форуме, являются неким предостережением – дескать, и не проситесь в наши ряды, мы приняли решение объявить мораторий на прием новых членов. Пикантность ситуации заключается в том, что принимать Иран и тем самым окончательно противопоставлять себя НАТО ЕС и США странам-членам ШОС не с руки, а с другой стороны, они не могут показать, что на их решения влияют какие-то посторонние силы. Вот и приходится министру иностранных дел Лаврову отвечать на возмущение США, которые выражают недоумение тем обстоятельством, что ШОС пригласила Иран на предстоящий в июне саммит глав государств-членов этой организации. "Никакие обращения ничего не изменят. Иран является наблюдателем в конкретной организации – ШОС", - заявил Лавров. А в саммите будут принимать участие как страны-члены организации, так и наблюдатели, добавил министр.

Между тем, Тегеран стремится к полномасштабному сотрудничеству с ШОС, видя в ней организацию, соперничающую с НАТО и оказывающую противодействие политике США. Директор Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа Мехди Санаи заявил вчера, что "США не нравится расширение роли ШОС, так как пути решения многих региональных и международных проблем этой организацией не вписываются в рамки проводимой американской администрацией политики в регионе". Вступление Ирана в ШОС явилось бы вполне органичным шагом, потому что Россия и Китай являются главными экономическими партнерами Тегерана.

О том, что России следует выступить с инициативой по приему Ирана в постоянные члены ШОС, регулярно говорят и некоторые российские эксперты. Так, генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров в интервью РИА "Новости" высказал мнение о том, что "Россия в союзе с Ираном может эффективно противостоять дальнейшему расширению США и НАТО на Восток, их стремлению вытеснить Россию с зон ее традиционных интересов". Сафаров считает, что "Иран является единственной крупной страной, державой регионального масштаба, где Россия имеет серьезные позиции… Если между Россией и Ираном будет достигнут новый уровень взаимодействия, то при умелой координации политики ценообразования только один газовый сегмент мог бы обеспечить этим странам такое положение, при котором не только вся Европа, но и половина планеты сразу же попали бы в прямую зависимость от этих двух государств". Сафаров призывает к созданию оси "Россия – Иран – Китай", ориентированной на противостояние с Западом.

Вообще говоря, если в Европе и США серьезно рассматривают подобные страшилки, то их опасения по поводу своей энергобезопасности и впрямь нельзя считать безосновательными. Между тем, Грызлов вчера заявил, что американская сторона пытается создать в регионе другие организации, которые дублировали бы функции ШОС. Он утверджает, что "главной задачей в этом является не сотрудничество, а создание барьера для взаимодействия государств". Спикер, правда, не пояснил, что именно он имеет в виду, и о барьерах между какими государствами идет речь. Как бы то ни было, ШОС пока не готова к укреплению своих позиций путем принятия новых членов, однако, видимо, не станет препятствовать визиту президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Шанхай для участия в саммите ШОС. О том, что он собирается прибыть туда, официально заявил вчера иранский МИД.

Выбор читателей