Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Конечно же с уходом из больших шахмат Гарри Каспарова, российские шахматы, мягко говоря, осиротели. Тем не менее игрок калибра Крамника, казалось, мог вполне скомпенсировать его отсутствие, по крайней мере, в олимпийской сборной. В конце концов, там собрались далеко не слабые шахматисты – Петр Свидлер, Евгений Бареев, Сергей Рублевский. Но что поделать: сегодня нам приходится говорить о явном кризисе российской шахматной… ну, нельзя сказать "школы", конечно. Но как же определить это далеко не самое уверенное олимпийское выступление россиян? Второе подряд поражение на Олимпиадах станет, безусловно, знаком некоего системного кризиса российских шахмат. И кого теперь интересует тот факт, что бывшие наши соотечественники активно играют в командах совсем других стран? В конце концов, такое положение дел существует и в других видах спорта – в фигурном катании, к примеру, где постепенно лидирующие позиции России, казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми, постепенно оказались поставленными под самое серьезное сомнение. И теперь, случись так, что Россия проиграет Олимпиаду, а Крамник, что пока кажется почти очевидным, проиграет Топалову в титульном матче, вдруг мы окажемся ни с чем – не будет ни олимпийского титула, ни мировой шахматной короны.
А вдруг будут? Вдруг Россия чудом "вытянет" Олимпиаду, а Крамник к осени подтянется и подготовится к матчу с Топаловым? Что изменится? Да в сущности мало что. Потому что, если посмотреть правде в глаза, мы поймем лишь, что русскому характеру нужны препятствия, которые он создает сам для себя, чтобы потом их героически преодолевать. А системно работать, растить будущих шахматных чемпионов, держать стабильно высокий уровень школы пока не получается. Во всяком случае, ничья с чехами и поражение от французов для российской олимпийской сборной во все времена были бы страшным ЧП, а сейчас вроде бы никто в колокола не бьет, вроде бы все так и надо. Привыкаем постепенно к поражениям и в этой "отрасли", долгое время считавшейся нашей "фирменной" территорией?..
После десяти туров на Олимпиаде положение дел таково. У мужчин впереди команда Армении, набравшая 29 очков, у Китая – 27, у России и Чехии – на пол-очка меньше. Выиграв в десятом туре у украинцев 3:1, россияне, как видно, несколько поправили свое положение. Россиянки же уступили лидерство украинкам – после 10 туров те набрали 23 очка, у нас - 22,5, у Китая – 20,5.
Ну и, как водится, не обошлось на Олимпиаде без скандалов. Не бывает так, чтобы деятельность президента ФИДЕ (Международной шахматной федерации) и Калмыкии Кирсана Илюмжинова не притягивала к себе внимания заинтересованных глаз. На сей раз в бой вступил гроссмейстер Бахар Куатлы, бывший вице-президент ФИДЕ, занимавший этот в пост в период с 1995 по 1996 годы. Волна критики, с которой он обрушился на Илюмжинова, была очень серьезной. По словам Куатлы, ФИДЕ давно погрязла в коррупции и внутренних дрязгах, а руководит организацией вовсе не президент Илюмжинов, а его заместитель Георгес Макропулос, в то время как сам глава особого представления о руководстве федерацией никогда не имел. Разумеется, можно было бы предположить, что все дело в очередных президентских выборах, которые должны состояться во время открывающегося 2 июня Конгресса ФИДЕ. Кто сомневается, читайте Марка Твена "Как я участвовал в выборах". Илюмжинов ответил, скорее, полуофициально – на сайте Сhessbase. По его словам, за те десять лет, которые он находится во главе ФИДЕ, ему еще никогда не приходилось сталкиваться со столь наглой ложью. Целью подобной акции, по его словам, является подрыв его репутации накануне предстоящих выборов. В общем, казалось бы, обычная пикировка без должного почтения к титулам и должностям. Вот только вызывает удивление форма ответа: полуофициальность позволяет сомневаться в том, что Илюмжинов был готов к нападкам. Возможно, вскоре обвинения в его адрес будут более агрессивными и, что важнее, более аргументированными и документированными.
И еще одна любопытная подробность. В ходе Олимпиады прошла Генеральная ассамблея Ассоциации шахматистов-профессионалов (АШП). Эта организация, созданная в 2004 г. и возглавляемая французом Жоэлем Лотье, кстати, другом и секундантом Крамника, живо вызвала в памяти такие каспаровкие начинания, как Международная ассоциация гроссмейстеров и Профессиональная шахматная ассоциация. Все эти организации главной целью имели альтернативу ФИДЕ. Но, судя по всему, реальной борьбы не получилось.
А ведь если вспомнить о том, что в теннисе, к примеру, самыми серьезными делами давно уже заправляют Ассоциация теннисистов-профессионалов и Женская теннисная ассоциация, оставившие Международной федерации тенниса крохи с барского стола, вполне можно было ожидать и от шахматистов чего-то подобного. Не вышло. И, видимо, дело прежде всего в том, что шахматы принято считать не очень телегеничными, а следовательно, и рекламы здесь не так много. Финансовое могущество в теннисе связано как раз с колоссальной рекламоемкостью игры.
Шахматисты же, увы, с ситуацией не справились, и АШП серьезной силой пока так и не стала. Ни одного серьезного проекта она так и не создала, Лотье постепенно отдалился от руководства, и все вместе это утверждает в мысли о том, что идея почти провалена. Все престижные турниры остались под крылом ФИДЕ, а осенью будет определен и единоличный чемпион мира – и здесь ФИДЕ доминирует. По иронии судьбы, на Ассамблее выступил тот самый вице-президент Макропулос, который заявил, что многие в Федерации предлагали игнорировать АШП, и тогда она сама умрет. Он же, Макропулос, с этим не согласен и к сотрудничеству готов, а посему призвал всех искать спонсоров. В общем, можно смело признать, что в нынешнем виде АШП всерьез никто рассматривать не будет, и с ее медленным умиранием шахматы вернутся из эпохи серьезнейших кризисов во времена относительной стабильности. Но все это касается лишь оргвопросов, а в творческом отношении уход России с лидирующих позиций становится самой настоящей шахматной революцией.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику