Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
К концу дня руководство Фондовой биржи ММВБ было вынуждено на час приостановить торги из-за того, что падение технического индекса превысило 8%. "Техническая остановка" не спасла ситуацию, и по ее окончании падение котировок акций продолжилось. По итогам дня индекс ММВБ упал на 9,18% – до отметки в 1082,25 пункта, а фондовый индекс Российской торговой системы на 9,37% – до 1234,82 пункта.
Говоря о причинах столь резкого падения котировок, надо отметить, что, к чести российского рынка, практически все они связаны с внешними факторами. Обвал стал вполне предсказуемым продолжением серьезного падения акций на всех основных мировых торговых площадках. "Хорошим началом" торгового дня стало известие о том, что торги на Токийской бирже в Японии завершились во вторник значительным падением индекса Nikkei (–4,14%), сопоставимым, по замечаниям игроков, с обвалом, вызванным терактами 11 сентября. Нечто подобное имело место и на фондовых площадках Европы. Заметное падение испытали британский индекс FTSE 100 (–2,17%), французский индекс CAC 40 (–2,9%), немецкий DAX (–2,4%) и швейцарский SMI (–3,08%). Досталось и развивающимся рынкам (emerging markets).
Большинство экспертов сходятся во мнении, что главной причиной падения курса акций остаются опасения относительно ситуации в крупнейшей экономике мира – американской. Участники рынка крайне негативно реагируют на информацию о росте инфляционной угрозы в США и связанной с этим высокой вероятностью нового повышения ФРС процентной ставки. Возможно, ситуация несколько прояснится сегодня вечером, после выхода очередных данных по инфляции в сфере потребления (индекс CPI).
С другой стороны, вчерашние события на фондовом рынке оставляют вопросы, ответы на которые найти пока не удается. Прежде всего, не очень понятно, почему относительно небольшое значение инфляции спровоцировало столь мощное падение. Создается впечатление неадекватности их реакции на довольно предсказуемые события в США.
Примечателен и тот факт, что падение российских индексов, ставшее следствием воздействия исключительно внешних факторов, заметно превзошло по масштабам снижение фондовых индексов развитых стран и большинства emerging markets. Это говорит о высокой степени спекулятивности российского фондового рынка с высокой долей на нем иностранного "игрового" капитала. Нет сомнений, что с ростом ставок в США изъятие денег иностранными фондами с emerging markets продолжится, что не может не отразиться на российском рынке, "звездный час" которого, похоже, миновал. Проводя параллели с событиями конца 90-х (времена "азиатского кризиса"), можно отыскать некоторые аналогии (не очень четкие, но аналогии) с сегодняшней ситуацией. Как и тогда, российский рынок оказался довольно неустойчивым к событиям, не имеющим прямого отношения к России.
Существует мнение, что фондовый рынок является пусть и схематической, но довольно четкой копией экономики своей страны. Следуя этой логике, вчерашние события можно интерпретировать как предупреждение: сколь хрупким и неустойчивым является то, что называется сегодня российской экономикой; сколь сильно завязана она на не зависящих от нее внешних факторах и конъюнктуре.
В Киеве уверяют, что Москва продумала несколько сценариев будущего