Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Понятно, что, если НУ все же договорится с регионалами (как известно, такой вариант в последние дни все серьезнее рассматривается "Нашей Украиной", уставшей от интриг соратников по "оранжевому" лагерю), Юлии Тимошенко придется распрощаться с мечтой о премьерском кресле, до которого, казалось, было рукой подать. Кто в этом случае станет премьером, совершенно не ясно: по версии, озвученной нардепом от НУ Петром Порошенко, в случае создания коалиции в ином формате, нежели тот, который обсуждался последние два месяца, "нашеукраинцы" потребуют должность премьера себе. Несмотря на то что такие заявления могут расцениваться пока лишь как частное мнение Порошенко, в качестве возможных кандидатов уже называют и Юрия Еханурова, хорошо зарекомендовавшего себя в качестве технического премьера, и его тезку Луценко, которого, напротив, считают харизматической фигурой. Не исключено также, что в ближайшее время страной будет руководить правительство "исполняющих обязанности" (в этом случае президент может не распускать Верховную раду, как того требует закон, если правительство не будет сформировано в отведенный срок). Аналитики говорят о том, что Янукович, вероятнее всего, сейчас не будет требовать в жесткой форме поста премьер-министра, согласившись на должность спикера. С другой стороны, сам Янукович высказывается в том духе, что-де народ на эту тему "давно определился", проголосовав за его партию на выборах. Регионалы, в случае чего, также готовы предлагать на пост премьера Николая Азарова и Андрея Клюева.
Кто бы – согласно этой схеме – ни возглавил кабмин, человек "Регионов" или представитель "Нашей Украины", лидеру БЮТ придется объявлять себя оппозицией и бороться за симпатии избирателей в качестве "униженной и оскорбленной". И тут встает сразу несколько вопросов. С одной стороны, вполне безответственная роль оппозиционера, все заботы которого сводятся к критике правящего режима, может способствовать росту рейтинга Тимошенко, которая и раньше не гнушалась популистскими приемами. Казалось бы, с прицелом на следующие президентские выборы лидеру БЮТ это на руку. Но Ющенко, видимо, еще не решил окончательно, какое из двух зол – Тимошенко-премьер – или Тимошенко-потенциальный конкурент – предпочтительнее лично для него и менее драматично в плане государственных интересов. Вчера он заявил о том, что по-прежнему хочет видеть коалицию "оранжевой", и даже встретился с очередным "камнем преткновения" на пути создания таковой – лидером социалистов Александром Морозом, из-за спикерских претензий которого коалиционные переговоры между тройкой НУ–БЮТ–СПУ и зашли в тупик. И хотя "Наша Украина" уже вовсю договаривается о создании коалиции с Януковичем, сам Ющенко обещает сделать "все, что надлежит сделать президенту для того, чтобы в Украине состоялась демократическая коалиция, начиная от формирования того правового поля, которое нужно для участников переговоров, включая даже определенные компромиссы для того, чтобы состоялась та или иная договоренность в рамках демократической коалиции".
По этой логике Ющенко готов смириться с Тимошенко-премьером, лишь бы не давать ей повод встать по другую сторону баррикад. Но так ли это фатально? Успех или неудача лидера БЮТ на поприще главного оппозиционера будут напрямую зависеть от эффективности работы будущего правительства: если оно, паче чаяний, вдруг справится со своими обязанностями и вовсе не ввергнет страну в хаос (что, по мнению аналитиков, было бы гораздо более вероятно именно в случае премьерства самой Тимошенко), "пиариться" за счет "безграмотных" министров ей будет гораздо сложнее. Понимая это, она изо всех сил цепляется за коалицию в формате "тройки", дающую ей возможность получить власть немедленно и гарантировано. И искренне обижается на "союзников", которые используют любой предлог для того, чтобы ее "кинуть". "Спикера не поделили, елы-палы, – посетовала Юлия Владимировна позавчера. – Зачем же было оглашать на всю Украину, что в основе коалиции лежат принципы, а не портфели".
Конечно, можно говорить и об интересах электората, который, согласно распространенному поверью, будет глубоко обижен возможным альянсом "нашеукраинцев" и "регионалов". Не исключено, что отчасти и это обстоятельство заставляет Ющенко до последнего "бороться" – во всяком случае, прилюдно – за "оранжевое" большинство. В то же время, значение "электорального фактора" в вопросе формирования коалиции многим кажется преувеличенным. Так, по мнению нардепа от "Регионов" Тараса Чорновила, возмущения "оранжевого" электората относительно коалиции "Нашей Украины" с Партией регионов улягутся, как только наладится ситуация в стране, а реакция избирателей, голосовавших за Партию регионов, будет "спокойной и понимающей". Для избирателей ПР важнее нормальная работа предприятий и предотвращение экономического кризиса, отметил парламентарий.
И в самом деле, избиратель, наблюдавший в течение всего поствыборного периода за непрестанной истерической грызней между "оранжевыми", наверняка предпочтет более стабильную коалицию. Исходя из прагматических соображений, ее же должен предпочесть и Ющенко – особенно если "Регионы" в самом деле согласятся отдать "Нашей Украине" пост премьера. Даже если и не согласятся – вероятность того, что взаимоприемлемые (а не вынужденные) компромиссы по всем кадровым вопросам будут все же найдены, гораздо выше, чем в предыдущем случае. Возможно, в случае коалиции "Нашей Украины" с "регионалами" первая в каком-то смысле станет "младшим партнером", но этот партнер, по крайней мере, получит шанс дожить в здравом уме хотя бы до зимы. Чего явно не произойдет в том случае, если к управлению страной придет непредсказуемая и противоречивая команда, каждое совместное решение которой дается с превеликими боями и потерями. Если списать на нет "электоральный фактор", получается, единственное препятствие для долгожданной коалиции – это ложные страхи, вызванные привычкой отдельных политиков демонизировать собственный образ за счет многозначительных спекуляций. И не более.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг