Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
При этом китайский экспорт растет гораздо быстрее, чем российский, стремясь догнать его. Так, в прошлом году поставки из КНР в Россию выросли на 45% – до $13 млрд, а российские – только на 31%, до $16 миллиардов. Чем мы торгуем с Китаем? Вопрос риторический: поставляем в основном сырье и энергоносители, а закупаем готовую продукцию. И отнюдь не только ширпотреб и продовольствие, но и высокотехнологичные товары, которых Китай в последние годы производит все больше. Кстати, немалая часть импорта китайских товаров по-прежнему идет в Россию по "серым" схемам, так что реальные объемы поставок из КНР, по некоторым оценкам, раза в полтора больше, чем "официальные".
А вот у России со структурой экспорта беда: мы поставляем в КНР в основном сырье, а доля машинотехнической продукции вот уже несколько лет подряд неуклонно сокращается – с 20% экспорта в 2002 г. до 5% в 2004-м и до 2,5% в 2005 году. По словам Игоря Рогачева, "такого никогда не было", и Россия "не может согласиться с тем, что для Китая она превращается просто в источник сырья". По мнению сенатора, решение этой проблемы во многом зависит от развития промышленности России, однако и "китайские руководители знают об этой проблеме и с пониманием к ней относятся". Но что с ней поделаешь? Ведь практически все прежние контракты, по которым в Китай поставлялось российское оборудование (например, строительство Тяньваньской АЭС), завершились, а новых китайские партнеры что-то не спешат заключать. Получается, что Россия попала в "сырьевые придатки" не только к Европе, но и к Китаю. На первом месте в нашем экспорте в Поднебесную – энергоносители (более 40%), на втором – лес, в основном, необработанный (10%). И при этом Китай, в лучших традициях Запада, не брезгует применять против нашего экспорта антидемпинговые меры. До недавних пор пошлинами облагалась продукция российской металлургии, теперь на очереди – бутанол.
Где уж нам тягаться с такой великой торговой державой, как Китай! Его внешний товарооборот составляет почти $1,5 трлн (причем, в прошлом году он вырос на 23%), тогда как российский – всего $340 миллиардов. И уже через год КНР может стать крупнейшим торговым партнером России (если не считать Евросоюз как единое целое), в то время как доля РФ во внешнем товарообороте Поднебесной составляет в районе 2%. На фоне этих цифр как-то бледнеют все наши достижения на политическом фронте, торжественные встречи на высшем уровне и заверения в стратегическом партнерстве. Крупнейшими торговыми партнерами Китая являются США, ЕС и Япония. А Россия – это, конечно, перспективный, но не слишком значимый рынок. Наши машины и технологии, как показывает статистика, тоже не очень-то интересуют китайцев. Им нужны ресурсы, в первую очередь, углеводороды.
Так что же нам остается? "Подсадить" бурно растущую китайскую экономику на российские нефть и газ? Это можно. Да Китай и сам давно этого вожделеет. Уже сейчас почти 10% импортируемой КНР нефти имеют российское происхождение, а если нам все-таки случится когда-нибудь построить нашу восточносибирскую трубу (нефтепровод ВСТО) с ответвлением к китайской границе, объемы поставок нефти могут возрасти более чем втрое (сейчас они составляют около 8 млн т, поставляемых по железной дороге). А уж если будут реализованы и газовые проекты – строительство двух трубопроводов (один из Восточной, другой из Западной Сибири) суммарной мощностью в 80 млрд кубометров в год, - то Россия превратится, пожалуй, в крупнейшего поставщика топлива в Китай. Так сказать, в главный топливный бак Дракона. Тоже, в общем, почетная роль...
Страну ждут грандиозные перемены