Предложение Путина наверняка огорчит Буша

Новые инициативы российского президента по контролю за ядерным вооружением станут предметом серьезных дебатов и в Соединенных Штатах и в других странах Запада




Экспертное сообщество продолжает давать оценки выступлению Владимира Путина на совещании с послами и постоянными представителями Российской Федерации за рубежом.

Один из моментов, вызывающих особую обеспокоенность Кремля, связан с "фактическим застоем в области разоружения". При этом Путин дал понять, что Россия не должна нести ответственности за такое положение дел, сказав: "Мы выступаем за возобновление диалога по важнейшим разоруженческим вопросам". Эта часть выступления президента России содержала конкретное предложение Вашингтону: "В первую очередь предлагаем нашим американским партнерам запустить переговорный процесс по замене Договора о СНВ, срок действия которого истекает в 2009 году", – заявил глава государства.

Новую инициативу Кремля по контролю за стратегическим вооружением "Yтру" комментирует председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, академик РАН Андрей Кокошин:

А.К.: Речь идет о предложении снова заключить с американцами договор по ограничению и сокращению стратегического наступательного вооружения. И это не случайно. В последние несколько лет мы наблюдаем эрозию стратегической стабильности. Такая стабильность может обеспечиваться мерами по развитию сил и средств ядерного сдерживания и некоторыми другими компонентами военной мощи, но в то же время – мерами по сокращению и ограничению вооружения и различными мерами доверия. Такие меры играли очень большую роль в 70-80-е и даже 90-е годы прошлого столетия. К сожалению, последние несколько лет под воздействием политики нынешней администрации США проблематика ограничения и сокращения вооружения практически ушла с повестки дня мировой политики. Это совершенно неверно, на что президент России обратил внимание еще в своем послании Федеральному Собранию в этом году. По сути, это очень крупный вопрос обеспечения международной безопасности и стабильности. Он напрямую имеет отношение и к проблеме нераспространения оружия массового поражения, поскольку те государства, которые его стремятся обрести, постоянно указывают на то, что ведущие страны делают недостаточно для сокращения своих ядерных арсеналов.

Важно еще и то, что соглашение о сокращении наступательного стратегического ядерного вооружения, подписанное в мае 2002 г. президентами России и Соединенных Штатов, апеллировало и к предыдущим соглашениям об ограничении стратегического наступательного вооружения, которые истекают в 2009 году. Фактически после 2009 г. у нас не будет мер контроля над ограничениями в области стратегического наступательного вооружения, что существенно снизит стратегическую стабильность в мире.

Так что это предложение президента крайне актуально и своевременно. Наряду с усилиями России и Китая по предотвращению следующего этапа по милитаризации космоса оно призвано сыграть стабилизирующую роль и работает, как я считаю, на благо всего международного сообщества.

"Y": Можно ли говорить о том, что в рамках этого предложения Россия готова вернуться к рассмотрению вопроса о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов?

А.К.: Не просто вернуться к вопросу о сокращении, а вернуться к тому, чтобы было и сокращение, и меры контроля. Ведь можно иметь и более низкие "потолки" по количеству вооружения, но при этом иметь более неустойчивую ситуацию. Я думаю, что российское предложение направлено не просто на физическое сокращение, что само по себе тоже немаловажно при определенных условиях, а на то, чтобы мы все-таки имели полноценные договоры, которые бы обеспечивались мерами контроля и доверия, должной транспарентностью так, как это делалось в предыдущие десятилетия советско-американских отношений. Этот опыт очень ценен, и его важно наращивать и развивать в новых условиях. Иначе через определенный промежуток времени мы будем иметь значительно большее количество ядерных держав, и будут складываться такие ядерные конфигурации, что даже трудно вообразить, как ими управлять.

"Y": Андрей Афанасьевич, найдет ли предложение России, на ваш взгляд, достойный отклик в США?

А.К.: Мы уже получили разную реакцию на это предложение. Я знаю, что целый ряд серьезных экспертов, специалистов в этой области, в том числе военных, выступили за то, чтобы воспользоваться инициативой России и действительно повысить степень стратегической стабильности. Думаю, что это предложение поддержит ряд весьма авторитетных деятелей в Сенате, в палате представителей. Но какова будет реакция администрации, сказать трудно, поскольку весь предыдущий опыт ее поведения говорит о том, что она не хочет связывать себя никакими ограничениями. На предыдущее соглашение 2002 г. Белый дом пошел крайне неохотно, притом что его можно назвать достаточно простеньким по сравнению с теми соглашениями, которые у нас были до этого. Думаю, что это будет вопрос серьезных дебатов и в Соединенных Штатах, и в других странах Запада. Но в целом я уверен, что в международном сообществе инициатива России встретит поддержку.

Выбор читателей