Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Предыстория внезапной отмены турникетов заслуживает отдельного описания. Недавно в сериале "Не родись красивой" героиня Вика Клочкова, находясь в затруднительном финансовом положении, решила проехаться на автобусе, но на ее пути встал всесильный турникет. В ходе неравного противостояния секретарши и турникета прозвучала весьма нелицеприятная фраза: "Что за дебил это придумал?". Мосгортрансу высказывание не понравилось, сейчас там хотят подать на авторов сериала в суд. Одновременно с инцидентом мэр столицы в прямом эфире московского телеканала обнародовал планы по ликвидации турникетов в наземном транспорте.
На самом деле автоматизированная система контроля пассажиропотока (АСКП) никуда не денется. Как сообщила пресс-служба Мосгортранса, с понедельника будут отключены только турникеты, ласково прозванные в народе "рогами". А желто-черная коробочка валидатора – того самого устройства, в которое мы с вами вставляем билеты, чтобы пройти сквозь "рога", останется. По мысли наивных транспортников, на экспериментальных маршрутах приученные оплачивать проезд через АСКП пассажиры будут и впредь исправно платить при входе в салон. За две недели эксперимента станет ясно, можно ли начать процесс выключения и демонтажа "рогов" по всей Москве.
Действительно, за несколько лет постепенного перехода транспорта на турникеты мы худо-бедно к ним привыкли. Не в том смысле, что очередей у автобусов, троллейбусов, трамваев в часы пик, а особенно у станций метро, стало меньше. Нет, скорее мы смирились с не очень удобной системой входа-выхода.
Хотя конструктивных ошибок у АСКП достаточно. Возьмем, например, принудительные мероприятия по развитию мозговой активности пассажира при прохождении валидатора. Вы не замечали, что в метро при прохождении турникета с валидатором билет надо засовывать магнитной полоской наверх, а в наземном почему-то полоской вниз. Людям, нечасто пользующимся услугами наземного транспорта, почти всегда трудно сразу сообразить, как вставлять билет в валидатор. Упомянутая Вика Клочкова как раз этого и не могла понять. При этом создателей сериала нельзя обвинить в сознательной диверсии против московского городского транспорта. Сколько раз мне приходилось быть свидетелем следующей сцены: пассажир теряется у валидатора, начинает тыкать билет так и сяк, очередь сзади напирает, костерит незадачливого пассажира и всю систему АСКП до кучи, пока кто-нибудь сердобольный из салона не подсказывает магическую фразу вроде "стрелочкой туда суй!". Иногда то же самое случается с людьми в метро, но там на выручку обычно приходит дежурная у турникетов.
Еще одно неудобство связано с трамваями. Как мы все с детства привыкли, автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай спереди. АСКП же провоцирует людей на обход трамвая сзади, потому что теперь в переднюю дверь не выйдешь и вокруг нее часто образовывается толпа. А учитывая множество остановок трамвая в Москве на проезжей части, обойти его спереди не всегда возможно чисто физически.
Мосгортранс в конце прошедшей недели распространил информацию о положительном эффекте введения АСКП. Итак, до внедрения турникетов с валидаторами за проезд в среднем не платили около 80% пассажиров. После полного оснащения московского наземного транспорта умными устройствами их число сократилось на 40%. Соответственно, до 40% пассажиров так до сих пор и не платят за проезд. Динамика увеличения заплативших хорошая, но!
Лично я насчитал три способа обходить "рога". Первый – силовой. Человеку с нормальной физподготовкой ничего не стоит перепрыгнуть через турникет; некоторые ухитряются под него подлезать. Второй вариант тренирует ловкость москвичей и гостей столицы. Для входа теперь оставлена только передняя дверь в салон. Остальные открываются исключительно на выход, но часто пары секунд достаточно, чтобы быстроногие "зайцы" забежали в салон. Или можно, тесно прижавшись друг к дугу, миновать турникет вдвоем под видом одного. Третий вариант рассчитан на любых пассажиров. Льготникам Москвы и Московской области выданы специальные транспортные карты, передать которые детям-внукам для бесплатного проезда в самом дорогом городе мира, если сам не ездишь, зазорным не считается. При этом в статистику "льготные зайцы" входят как оплатившие – они же пользуются для прохода валидатором, так что в реальности за проезд платит еще меньшее количество пассажиров. Очень интересно, отбил ли Мосгортранс с увеличением числа оплативших проезд баснословную сумму в $40 млн, потраченных на установку турникетов? А сколько планируется истратить на демонтаж "рогов", если эксперимент все же признают удачным?
Кстати, зимой транспортное ведомство косвенно, но недвусмысленно расписалось в неэффективности системы АСКП, анонсировав появление подвижных патрульных бригад. Одной из основных функций новых "смотрящих" за транспортом должно было стать воспрепятствование несанкционированному входу в "двери для выхода" и перепрыгиванию через турникеты. Правда, крепкие дяди в черной форме с нашивками "Охрана" в силу неизвестных причин не стали массовым явлением в наземном транспорте. Может, оно и к лучшему.
Честно говоря, лучше бы транспортники больше занимались решением насущных социальных проблем. В пресс-релизе о проведении Департаментом транспорта и связи г.Москвы совещания Городского хозяйственного актива "Об итогах работы отраслей транспорта и связи в 2005 году и задачах на 2006 год" говорилось о закупке девяти микроавтобусов с пандусами для инвалидов в рамках программы "Удобный транспорт" в 2006 году. Автобусов с пандусами, в отличие от транспорта с турникетами, в Москве мало. И есть еще целый ряд проблем, решение которых представляется более важным, нежели очередная чехарда с турникетами.
На Западе не хотят ждать, когда Москва сделает первый шаг