Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Приведенные цитаты показывают, что ЦИК, считавшийся до последнего времени послушным проводником идей Кремля, готов встать на дыбы, столкнувшись с агрессивно-бездумным большинством в нижней палате парламента, которое ради своих политических целей уже забыло не только о принципах демократии, но и о правилах приличия. Если даже Центризбирком, неоднократно критиковавшийся общественностью за не вполне демократические избирательные законы, не может мириться с таким положением дел, то что остается говорить оппозиции, которой новые правила предвыборной борьбы грозят реальной гибелью.
В "министерстве выборов" работают все-таки профессионалы. Когда нужно, они "точечными ударами" изменяют некоторые избирательные законы, позволяя либо ослабить общественный контроль за процедурой голосования, либо усилить наказание за нарушения, допускаемые кандидатами, либо несколько увеличить процент фальсификации со стороны нерадивых чиновников. Но когда вносятся поправки, лишенные здравого смысла, ЦИК осмеливается подать голос против таких предложений, даже если они исходят от прокремлевской партии или руководителей регионов. Правда, не всегда доводы Центризбиркома воспринимаются законодателем.
Хотелось бы напомнить, как обсуждался вопрос о "паровозах" в избирательных списках. Председатель ЦИК высказывался за строгие санкции в отношении тех партий, лидеры которых после выборов отказываются от работы в Госдуме. Однако "Единая Россия", уже тогда одержимая идеей заполнить свой список "свадебными генералами", настояла на своем. Что получилось в результате? Узаконенный обман избирателей, которые голосовали за список, будучи уверенными, что в Думу от данной партии попадут известные и уважаемые люди: министры, губернаторы. Но в итоге думская фракция "Единой России" оказалась выхолощенной, фамилии депутатов были не известны широкому кругу избирателей, а надежды сменились опасением, как бы эти "товарищи по партии" не натворили беды.
Опасение оказалось далеко не напрасным. Попав в Думу, ничем не выделявшиеся ранее единороссы повели себя именно так, как и предсказывали политологи, критиковавшие избирательное законодательство. Депутаты очень скоро поняли, что прославиться на ниве законотворчества им не суждено. Ключевые законопроекты вносят в Думу правительство или президент, а отдельными поправками войти в историю практически невозможно. В такой ситуации думцы стали беспокоиться о собственной участи. Неровен час, на следующих выборах "Единая Россия" получит меньше депутатских мандатов, и тогда прощай, непыльная и хорошо оплачиваемая работа в Москве! Беспокойство наблюдается даже среди весьма известных в стране политиков. Раньше они могли попасть в Думу по одномандатным округам, а теперь выборы будут исключительно пропорциональными. В такой ситуации народная любовь не поможет. Все будут решать не избиратели, а партийное начальство, распределяющее кандидатов по списку. А вдруг "проходную" позицию отдадут какому-нибудь "денежному мешку", обещающему помочь партии материально? И прощай, заветный мандат!
При составлении списков не гарантировано попадание в Думу даже самым профессиональным депутатам, таким как, скажем, Павел Крашенинников или Валерий Драганов. Находясь на министерских должностях, они стали широко известными политиками, сейчас успешно применяют в законотворческой работе опыт работы в исполнительных структурах. Но партийная дисциплина может сыграть с ними злую шутку. Если завтра руководство "Единой России" отодвинет их в конец списка, шансов сохранить посты в Думе и даже депутатские значки у них не будет. Переметнуться в другие партии они не успеют, а одномандатные округа, как уже отмечалось, отменены полностью. Их места в Думе займут дисциплинированные единороссы, пусть не хватающие звезд с неба, зато никогда не вылезающие со своими инициативами поперед партийного батьки. Такие депутаты-исполнители и нужны партиям, особенно партиям вождистского типа. Их не надо опасаться, они не претендуют на высокие посты, но и не хотят опускаться ниже уже достигнутого уровня.
И для того, чтобы гарантировать себе теплое местечко еще хотя бы на четыре года, такие депутаты готовы не только превратить выборы в фарс: они готовы вообще отказаться от выборов. Но закон о пожизненном и наследуемом депутатстве так и не был принят, поэтому приходится довольствоваться поправками в те документы, которые действуют.
Несмотря на то что работа над изменением выборного законодательства завершилась меньше года назад, законодательный зуд не оставляет тщеславных думцев. Они не хотят вспоминать о том, что прошлогодние изменения законов, весьма серьезные и комплексные, проводились на основе системного анализа практики проведения федеральных и региональных выборов в 2003-2004 годах. И приходится теперь Александру Вешнякову напоминать Думе, что летом прошлого года практически все были против введения досрочного голосования. Учитывая, что имеется институт открепительных удостоверений, граждане, находящиеся в день выборов далеко от дома, могут принять участие в голосовании. Но сейчас парламентское большинство, по словам Вешнякова, "пытается дать задний ход". Еще бы, оно убедилось на примере Белоруссии, что при умелой организации досрочно могут проголосовать не пять, а 30-40% избирателей. Причем проголосовать "правильно". А единороссам только этого и надо. Ведь это их сторонники могут не пойти на выборы, разочаровавшись в действиях правящей партии. А если их привезти централизованно, в специальных автобусах, выдавать бюллетени по утвержденным спискам – все будет так, как надо.
Но еще более крамольным кажется Вешнякову предложение единороссов ввести норму, согласно которой можно отказывать в регистрации партии или кандидатам, чьи документы "ненадлежащим образом" оформлены. Известно, что у нас и так партии и кандидаты пачками исключаются из борьбы, если они неугодны властям. Отказ в регистрации возможен и сейчас, но за серьезные нарушения. А предлагается, чтобы кандидатов выкидывали из обоймы за любые неполные или недостоверные сведения о себе. Это мы уже проходили. Весь юридический мир смеется над нашим судом, который строго наказал кандидата, написавшего в своей анкете, что он работает заведующим кафедрой, но не указавшего, что является профессором. Или наоборот – сейчас это уже не важно. Важно, что он не был допущен до выборов.
Именно такой "неестественный отбор" и предлагают возродить члены фракции ЕР. По мнению Вешнякова, эти нормы ни в коем случае не должны быть реанимированы, так как "в свое время они себя полностью дискредитировали и получили осуждение общественности и самих законодателей".
Вешняков также напоминает, что непродуманные решения избиркомов и судов нередко порождают опасные конфликты, и призывает законодателей не наступать дважды на одни и те же грабли. Но думцы вряд ли услышат этот глас вопиющего во властной пустыне.
Глава ЦИК и сам понимает, что один в поле не воин. И он фактически предлагает всем гражданам России "сосредоточиться на том, чтобы не превратить выборы в имитацию демократии, то есть не создавать атмосферу недоверия граждан к выборным процедурам". Но в нынешней ситуации Вешнякову важно, чтобы его призыв услышал один человек – президент РФ. Именно Владимир Путин может остановить безумие законотворцев, если для начала наложит вето на закон, отменяющий графу "против всех", а затем резко выскажется против любых поправок, отменяющих демократические процедуры и усиливающих тем самым отмеченную Вешняковым тенденцию к снижению активности населения на выборах. Нельзя не согласиться с главой ЦИК, который констатирует: в России уже немало людей, которые считают, что из-за административных перегибов их участие в выборах становится бессмысленным. И если эта тенденция не изменится, то скоро и для фарса мы участников не наберем. А провал свободных выборов будет означать провал политики Путина, который все-таки хочет уйти в 2008 г. красиво, оставшись демократическим лидером в глазах как своих соотечественников, так и западных политиков. Но не в меру ретивые сторонники пока не столько помогают своему президенту, сколько мешают ему. И, похоже, настало время, когда главе государства нужно принять меры против глупых "друзей", а не против умных врагов.
Ситуация резко изменилась