Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: kreml.org |
"Yтро": Встречу президентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, которая состоялась в середине июня в Сухуми, называют исторической. В чем ее уникальность?
Дмитрий Медоев: Это мероприятие мы готовили давно, переговоры шли более полугода. Встреча лидеров самопровозглашенных республик прошла в деловой обстановке. Стороны, строго придерживаясь международных принципов самоопределения, считая, что права человека являются высшей ценностью общества и государства, приняли решение создать Сообщество "За демократию и права народов". Этому предшествовала договорно-правовая составляющая отношений трех республик. В 1993 г. был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Приднестровьем и Абхазией. Затем аналогичный документ подписали Приднестровье и Южная Осетия. И, наконец, в сентябре 2005 г., в рамках празднования 15-летия независимости, в Цхинвале был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между РЮО и Абхазией. Этим замкнулся круг – мы связаны двусторонними соглашениями, предусматривающими целый комплекс мероприятий и обязательств, в том числе и в военной области. В каждом из трех договоров присутствует пункт, что в случае агрессии по отношению к одной из сторон другая обязуется оказать ей военную помощь.
"Y": И как планируется осуществляться эта помощь, если между тремя республиками нет общих границ?
Д.М.: В современном мире границы – не проблема, что лишний раз подтверждают примеры из жизни различных государств. Военную составляющую договора определили, а то, как конкретно будет осуществляться такое сотрудничество, является отдельной темой.
"Y": Президент Абхазии Сергей Багапш, комментируя достигнутые соглашения, отметил, что на территории каждого из участников Сообщества достаточно арсеналов для вооружения тех подразделений, которые придут на помощь.
Д.М.: Насколько я понимаю, комментарий Багапша касался только миротворческих подразделений, поскольку в самой Декларации отсутствует какая-либо военная составляющая. Принят еще один документ – совместное обращение о ходе миротворческой операции. И в Молдове, и в Абхазии, и в Южной Осетии проходят миротворческие операции, главную роль в которых играет Россия. 14 июля 1992 г. такая операция впервые была начата в Южной Осетии, в 1993 г. – в Абхазии. В условиях того, когда наши оппоненты всячески стараются дискредитировать миротворческую операцию и вообще принизить роль России, президенты трех республик выражают благодарность России за усилия, которые она предпринимает в зонах конфликтов на протяжении более десяти лет. Стороны считают, что операции являются успешными.
"Y": Теперь речь идет о том, что Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье создают принципиально новое, собственное миротворческое подразделение?
Д.М.: В случае продолжения атак на миротворцев, если Грузия будет настаивать на выводе россиян, тем самым исключая Россию из процесса, который в Тбилиси не считают позитивным, Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье приступят к формированию трехсторонних миротворческих сил для поддержания мира в зонах трех конфликтов.
"Y": Обратимся к ситуации непосредственно в Южной Осетии. Министр обороны Грузии Окруашвили обещал взять республику до 2007 г., а Новый год встречать в Цхинвале. Что же ему делать теперь?
Д.М.: Эти заявления несерьезны. Точно так же несерьезно и неадекватно поведение всей так называемой новой грузинской политической элиты. Уже не первый раз этот министр говорит какие-то слова, а потом путается в собственных заявлениях. Если говорить эмоционально, то пусть он мечтает встречать Новый год хоть на Луне. А если серьезно, то ему придется уйти в отставку.
"Y": Похоже, тактика действий грузинских силовых структур в зоне конфликта изменилась. Они переносят блокпосты все глубже на осетинскую территорию, ближе к Цхинвалу. Одно вторжение в село Прис чего стоит. По сообщению командования миротворческих сил, Грузия незаконно выставила в зоне конфликта 15 блокпостов. Как противостоять этой "ползучей агрессии"?
Д.М.: Если бы не усилия правительства Южной Осетии, то многие осетинские населенные пункты, которые находятся близко к границе с Грузией, оказались бы на грани гуманитарной катастрофы. На самом деле часть территории нашей республики недоступна по прямому сообщению из Цхинвала. Все коммуникации к ним проходят транзитом через грузинскую территорию. Доставка элементарных продуктов питания, ГСМ, товаров народного потребления сопряжена с огромными трудностями. Уже два года наши люди находятся в фактической блокаде. Мы не можем нормально доставить им необходимые грузы. Это делается окольными путями, через горные перевалы. Политика Тбилиси направлена на методичное выдавливание осетинского населения. Со стороны Грузии ясно просматривается намерение повторить этническую чистку. На самом деле не важно, как заставляют людей покинуть родные места – пушками стреляют, убивают или заставляют уйти, запирая в блокаде. В любом случае мы будем помогать своему народу. Это обязанность правительства Южной Осетии.
"Y": Массовый исход осетин произошел из Панкисского ущелья, где были созданы базы экстремистов, совершающих набеги на территорию России. Там вообще не осталось осетинских семей?
Д.М.: Панкисское ущелье находится приблизительно в 450 км на восток от Цхинвала. От всего населения ущелья осетины еще недавно составляли порядка 20%. Там проживали грузинские этнические группы и около 20% местного чеченского населения – кистинцы. После конфликта в Чечне через перевал в ущелье хлынула масса народу, и оттуда стали выдавливать местных осетин и грузин. Сегодня осетинское население там не превышает 5%. Остальные уехали в Южную и Северную Осетии. Целые семьи обращались к президенту РЮО с просьбой предоставить возможность проживания в Южной Осетии и выделения земли. Президент и правительство пошли на такой шаг.
На выдавливание осетинского населения из Панкисского ущелья закрывал глаза Шеварднадзе, на это же закрывает глава и современная власть Грузии. В Тбилиси не желают афишировать присутствие в Панкисском ущелье экстремистских элементов, баз подготовки, медицинских структур, где лечатся боевики. Вторая причина заключена в том, что власти Грузии просто не в состоянии физически контролировать огромный участок территории своей страны, включая Панкисское ущелье. Ей это не надо.
"Y": Факты геноцида в отношении осетинского населения были зафиксированы и в регионе Боржоми, который Грузия стремится выдвинуть в число кандидатов на проведение зимней Олимпиады. Проясните, пожалуйста, ситуацию.
Д.М.: Во времена Российской империи зона, включающая Боржомское ущелье и Бакуриани, называлась Малой Осетией. События 1990-1992 гг. привели к тому, что в результате этнических чисток вся эта территория была зачищена от осетин бандформированиями и грузинскими официальными силовыми структурами. Эти факты не имеют срока давности. Это преступления против человечности, которые не укладываются в голове нормального человека. В собственных домах живьем сжигали женщин, стариков и детей, закапывали в ямах живых людей. Осетинское население было вынуждено бежать. Боржомское ущелье упирается в горы. Бежать там особо некуда – или по одной дороге собственно в Грузию, или через горы в Армению. В Южной Осетии всегда с благодарностью будут помнить, как армяне приютили беженцев, которые спасались через заснеженные перевалы. Люди шли по горам босиком! И потом через Ереван оставшиеся в живых были переправлены по воздуху в Северную Осетию.
"Y": Недавно грузинская сторона отказалась подписать протокол по итогам встречи глав МВД Грузии и Южной Осетии, объяснив это тем, что "формирования Южной Осетии" никто не контролирует. Насколько это объективно?
Д.М.: Последние три года мы ставим вопрос о том, чтобы организовать встречу министров внутренних дел. Преступность не имеет национальности и границ, а борьба с ней не имеет отношения к политике. Эта каждодневная работа должна проводиться совместно любыми странами, которые граничат между собой. Грузинские преступные группировки пытаются переходить и действовать на нашей территории совместно с нашими преступниками. Так же и наши преступные элементы совершают вылазки в Грузии совместно с грузинскими. Нужны обмен информации, координированные действия и совместные планы в этой области. Борьба должна вестись цивилизованно и грамотно. Но когда министров посадили за стол переговоров в Цхинвале, Грузия сделала из встречи политику. Все это говорит о нежелании работать. Наверное, грузинскую сторону устраивает нынешняя ситуация.
Известен случай похищения грузинского мальчика на территории Южной Осетии. Нашим спецслужбам и милиции пришлось провести спецоперацию на территории Грузии, чтобы вызволить его. Были контакты между МВД РЮО и грузинской стороны. Мы сообщили оперативную информацию, где содержат маленького заложника, и предложили грузинам его освободить. Они сделали вид, что ничего слышат. А когда мы сработали на их территории, вернув ребенка семье, была развернута целая кампания о "вторжении осетинских формирований" на грузинскую территорию. Этот и другие примеры говорят о том, что у грузинской стороны напрочь отсутствует политическая воля, желание, настрой для того, чтобы дать санкцию своему главе МВД работать с нами. Они занимаются тем, что сваливают все с больной головы на здоровую.
"Y": По-прежнему не теряет актуальности идея объединения двух Осетий – Северной и Южной. Но есть и иная точка зрения. Так, эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко считает, что во Владикавказе не горят желанием объединяться с Южной Осетией.
Д.М.: Это неверно. Возможно, источники информации господина Малашенко находятся за пределами Республики Северная Осетия – Алания. Объективное положение дел рисует совершенно иную картину. Отношения двух Осетий как никогда близки на уровне лидеров, правительств, парламентов, общественных организаций и населения. Уже состоялось несколько совместных заседаний правительств обеих республик во Владикавказе и Цхинвале. Прошли встречи парламентов республик, которые выступают на единой платформе, с одной точкой зрения в отношении общеосетинской политики. Это выражается в совместных заседаниях комитетов двух парламентов и министерств. Но объединение с Северной Осетией не является нашей главной целью. Она определена в референдуме 1992 г.: это независимость республики, за которую высказались более 99% жителей. А вот ответ на второй вопрос референдума определил стратегическую цель осетин. Речь идет о восстановлении исторической справедливости – воссоединении нашего народа. Мы строим свою государственность и выстраиваем свои отношения с субъектом Российской Федерации – РСО-А. Это естественное стремление разделенного народа, проблема которого будет решаться в рамках цивилизованного диалога.
"Y": Дмитрий Николаевич, прокомментируйте решение Москвы о выделении Южной Осетии транша в несколько миллионов евро, которое вызвало в Тбилиси скрежет зубовный.
Д.М.: Хотелось бы поблагодарить правительство РФ за заботу, проявленную в отношении своих граждан, проживающих в Южной Осетии. Это вызывает раздражение грузинских властей. Мы знаем, что под видом помощи Южной Осетии режимы Шеварднадзе и Саакашвили получали и получают по различным каналам огромные средства, где всегда отдельной строкой прописаны вопросы урегулирования ситуации в Южной Осетии. На протяжении 15 лет все правительства Грузии спекулируют на югоосетинской тематике перед Западом, а средства западных фондов и организаций растворяются в Тбилиси.
"Y": Когда будет закончена Зарская дорога?
Д.М.: Она уже практически готова. Я имел возможность не так давно ехать по ней. Превосходная дорога, где велись крупномасштабные работы. В итоге она стала доступна для легкового транспорта в любое время года.
"Y": Правда ли, что столица Южной Осетии в скором времени может получить свои каналы связи, что исключит ее зависимость в информационном плане от Грузии?
Д.М.: Со временем в Цхинвал будет проведена независимая система связи. Южную Осетию свяжет с Российской Федерацией газопровод. Кроме прямой дороги через Рокский перевал, есть линия, по которой электроэнергия поступает непосредственно из России. Она модернизируется, и ее мощность будет увеличена. Так что шаг за шагом Южная Осетия обретает независимость от Грузии. В данном случае речь идет об энергетической независимости.
"Y": По мнению ряда аналитиков, этот и следующий год станут определяющими для Южной Осетии и Абхазии, с которыми Россия может установить особые отношения. Этот сценарий возможен, если Запад будет продолжать активно втягивать в НАТО бывшие республики Советского Союза. Допустимы ли, скажем, ассоциативные отношения Южной Осетии с Россией в обозримом будущем?
Д.М.: Вы абсолютно правы. Этот и будущий год станут временем великого перелома. Весь ход развития событий показывает, что в Южной Осетии и Абхазии построена реальная государственность, в отличие от Грузии. У нас функционируют все ветви власти, прошли парламентские выборы уже четырех созывов. Мы дважды избирали президентов. Состоялись два референдума, которые только укрепили нас в незыблемости и правильности выбранного курса. Мы близки к признанию независимости. Говорят, что Косово может рассматриваться как прецедент. Я не знаю, признают ли независимость Косово, примут ли Украину или Грузию в НАТО. Но мы в любом случае продолжим строить свою государственность и добиваться независимости.
Ведь так же не бывает – люди живут 15 лет в независимом режиме, создав независимые институты, контролируя территорию, но их не признают все 15 лет! Нельзя быть непризнаваемыми 15 лет. И Запад это прекрасно понимает. За это время выросло поколение независимых людей, которые живут в Южной Осетии и никогда не станут Грузией. Никакой диктат, никакая агрессия их не сломят.
"Y": Спасибо за беседу.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт