Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Тарас Вячеславович, чем антикризисная коалиция отличается от своей "оранжевой" предшественницы?
Тарас Чорновил: Это абсолютно новая коалиция, построенная на абсолютно иных методах договора, на новых принципах. Из всех возможных вариантов была реализована левоцентристская коалиция. Если Партия регионов тяготеет к правоцентризму на либеральной основе, то коммунисты – откровенно левые, а социалисты считаются левоцентристской партией. Но все эти партии в кризисной ситуации могут объединить свои усилия.
Выборы спикера Верховной рады прошли быстро и без нарушений регламента в отличие от того, что пробовала сделать "оранжевая" коалиция. Мы провели собрание антикризисной коалиции, на котором был образован рабочий орган коалиции и выдвинут кандидат на пост премьер-министра – Виктор Янукович. На заседании Верховной рады спикер Александр Мороз объявил о создании новой коалиции и, согласно Конституции, подписал представление президенту на кандидатуру премьер-министра. А президент пока что продолжает пребывать в растерянности. Для него все происходящее стало большой неожиданностью. Его службы просто провалили все переговоры по созданию широкой коалиции. Мы все-таки больше старались создать не левоцентристскую, а широкую коалицию с блоком "Наша Украина", но, увы, там доминировали амбиции определенных лидеров, и идея провалилась. С другой стороны, президент даже не понял, что в стране произошло, настолько быстро была создана коалиция. Аналитические структуры Ющенко оказались бездарными. И сегодня он демонстрирует полную неуверенность и пробует оттянуть время, причем делает это весьма неуклюже. Скажем, это подтверждает его заявление о внесении кандидатуры премьер-министра в Верховную раду только в том случае, если Рада к этому времени приведет к присяге членов Конституционного суда. Но сделать это невозможно, поскольку, согласно Закону о Конституционном суде, при присяге должны присутствовать президент, премьер-министр (именно действующий, а не "и.о.") и спикер парламента. Так что президент даже в своих отговорках идет на прямое нарушение законов Украины.
"Y": А Юлия Тимошенко продолжает требовать роспуска Верховной рады, называя ее нелегитимной.
Т.Ч.: Дело в том, что как только Юлия Тимошенко не получает того, что хочет, она может нелегитимной назвать и всю страну. Надо знать Тимошенко. Это ее абсолютно стандартный вариант. Что касается формулировок о нелегимности, скажу, что Тимошенко умеет считать деньги, но не умеет читать законы. Она уже совершала несколько ляпов, когда делала заявления по поводу императивного мандата. Когда ей на пальцах объясняли, что она не права, Тимошенко приходилось давать задний ход. В нынешней ситуации она заявила, что коалиция вообще не была создана, и, так как прошел уже месяц после объявления результатов, Верховная рада должна быть распущена как нелегитимная. Но она забыла, что о создании коалиции в составе "Нашей Украины", БЮТ и Социалистической партии было объявлено официально и напечатано в газете Верховной рады. Автоматически с этого момента коалиция стала действующей. После роспуска такой коалиции вследствие того, что социалисты отозвали свои подписи, новая коалиция имеет целый месяц право на организацию, создание и ведение переговоров. Но мы не использовали этот месяц, все сделав за один день. От момента отзыва подписи социалистами и до создания новой коалиции прошло не более часа. Так что Юлия Тимошенко просто находилась в состоянии истерики.
"Y": Кого можно назвать виновником краха "оранжевой" идеи?
Т.Ч.: Причин этому много, но все сошлись в одном узле. Склочность Юлии Тимошенко сыграла одну из главных ролей. Основным же ударом по "оранжевой" коалиции стал их лозунг "грабь награбленное", который был подтвержден в ходе негласного договора между Тимошенко и Порошенко. Это две самые одиозные личности на Украине, которые всегда находились в состоянии глубокой войны. Но здесь они договорились, и после этого началось жесточайшее давление на их партнеров, депутатов их же фракций, Социалистическую партию. Тимошенко и Порошенко посчитали, что избрание премьера уже у них в кармане и, не имея официального мандата, начали делить посты и распоряжаться всем, что и привело к взрыву в "оранжевой" коалиции.
"Y": Участники БЮТ уже называют себя новой оппозицией. Там стремятся к новому Майдану?
Т.Ч.: Если бы все было так, как говорит Тимошенко, ей было бы очень выгодно именно сейчас идти в оппозицию, а не во власть. Но если бы действительно бизнес был отделен от политики, если б были чисто политические национальные идеалы, а не какие-то вопросы собственного лоббизма. Дело в том, что за Тимошенко стоит немалое число мощных финансово-промышленных групп, в том числе, а точнее, в первую очередь, группа "Приват". Тимошенко много рассказывала о том, насколько у нее чисто политическая фракция. Но именно в БЮТ собралось самое большое число людей, которых олицетворяют с финансовой основой идеи "кучмизма". И еще этим объясняется истерика Тимошенко по поводу того, что она потеряла возможность стать премьер-министром. Ведь эти люди будут спрашивать за потраченные на нее деньги, за данные обещания, которыми она разбрасывалась направо и налево. Ее фракция может "потечь". Уже люди из БЮТ обращаются к нам, хотят записаться в наше большинство на индивидуальной основе. На Украине действует императивный мандат, который не разрешает депутату выходить из своей фракции. Но этим мандатом не запрещено голосовать народному избраннику вопреки решению фракции.
БЮТ и "Наша Украина" вообще могут расколоться на несколько фракций. Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что как только она окажется в оппозиции, то уже к осени станет генералом без армии, поскольку у нее наиболее ориентированная на бизнес фракция. А бизнес, как известно, предпочитает иметь дело с серьезными политическими структурами. Позиции Тимошенко на самом деле не прочны. Ее же депутаты могут отказать ей в повиновении. Никто не лишит их полномочий, если они откажутся выполнять решения лидера фракции. Формально оставаясь членами БЮТ, они могут записаться в большинство, что разрешено законом, и работать с коалицией против своего же лидера. В случае "бракоразводного" процесса у Тимошенко может остаться не 130 "штыков", как сегодня, а, по нашим расчетам, 50-60, не больше. Вся бизнес-составляющая никогда не хочет быть в оппозиции. Не случайно один из лидеров БЮТ Богдан Гупский, известный как один из апологетов кучмистского лоббистского бизнеса, заявлял, что никогда не будет в оппозиции. От Кучмы он перекочевал к Тимошенко и Ющенко, став их ярым сторонником. А сегодня он уже бегает и просится к нам. И за этим человеком стоит еще больше десятка похожих. То есть раскол фракции налицо. Более того, Тимошенко в этой фракции может оказаться в меньшинстве. Внутренний бунт олигархов в БЮТ может завершиться подкупом депутатов, что лишит Тимошенко руководства фракцией.
"Y": Как будут распределяться министерские портфели в новом правительстве?
Т.Ч.: Мы пока еще не сделали итоговых шагов по нескольким причинам. Во-первых, пока не утверждена кандидатура премьер-министра, формально этого делать нельзя, хотя понятно, что неформально уже все расписано. Но наши двери открыты, коалиция не закрыта. Мы рассчитываем, что к ней примкнут депутаты из "Нашей Украины". К слову, есть еще один вариант – НСНУ в полном составе входит в новую коалицию, и тогда она станет широкой. Но этого, наверное, не произойдет. Если довольно большая группа депутатов НСНУ заявит о вступлении в антикризисную коалицию, даже не выходя из "Нашей Украины", то это означает, что нам придется пересматривать кадровые вопросы, потому что эти люди будут на многое претендовать. Те, кто склоняется к идее широкой коалиции с ПР, являются довольно влиятельной и серьезной политической силой в "Нашей Украине". Это группа Юрия Еханурова, который сегодня исполняет обязанности премьер-министра. Это группа промышленников и предпринимателей бывшего премьера Анатолия Кинаха. Вполне возможно, что и эти люди будут претендовать на определенные посты в будущем кабинете министров.
Что касается квоты президента в правительстве, то министр внутренних дел не входит в нее. Нынешний министр Юрий Луценко был выдвинут от Социалистической партии. Сейчас интересы Луценко, оказавшегося партийным путчистом, никто отстаивать не будет. Думаю, что мы выберем гораздо более компромиссную и спокойную фигуру. На мой взгляд, это должен быть в первую очередь профессионал, возможно, кадровый милиционер с многолетним стажем. Кандидатуры уже есть. Президент считается субъектом предложения по той или иной кандидатуре, но голосует все-таки Верховная рада. И президенту придется консультироваться с Верховной радой. Если бы мы создали коалицию с "Нашей Украиной", нам бы пришлось считаться с партнерами. И у Бориса Тарасюка, несмотря на всю его риторику, оставались бы шансы быть министром иностранных дел. Впрочем, я не сомневаюсь, что он сразу же поменял бы свою риторику. Но, конечно же, поддерживать такую кандидатуру сейчас нереально, так что Борису Ивановичу придется довольствоваться только креслом в парламенте.
Что касается силовых структур, мы будем идти на консультации с президентом. Я предвижу долгую дискуссию. Скажем, министр обороны, по сути, совершил государственное преступление, открыто передав материалы, составляющие государственную тайну, представителям НАТО, чем хвалился в прессе. Даже в "оранжевой" коалиции никто не выступал в поддержку кандидатуры Гриценко. Его будущее предрешено. Наверное, компромиссной фигурой станет кто-то из кадровых военных. По кандидатурам глав Службы безопасности Украины и других структур, которые входят в прерогативу президента, мы постараемся выйти на нейтральные фигуры.
"Y": По сути, создание новой коалиции стало возможным благодаря изменению позиций Александра Мороза и его сторонников.
Т.Ч.: Морозу очень хотелось быть спикером. Это личное. Кроме того, он понимал, что при варианте "оранжевой" коалиции, с ее абсолютным пренебрежением кадровыми требованиями социалистов, последние просто исчезнут с политической карты Украины. Мороз искал другие пути. И когда с реальным развалом "оранжевых" появилась возможность договориться с нами, он пошел на переговоры. Как мне кажется, Партия регионов предложила Морозу очень достойные условия. В этой ситуации политические риски для него только кратковременные. Если сегодня он лишился части своих сторонников, то уже через год-два восполнит эти потери. Но Мороз потерял бы все при досрочных парламентских выборах, потому что тогда его партия не прошла бы в Раду.
"Y": Кому принадлежит авторство идеи создания антикризисной коалиции?
Т.Ч.: Такие идеи сразу не появляются. Первым, кто стал говорить о ней публично, был ваш покорный слуга. Еще в апреле я настаивал на ее рассмотрении и выносил на публичное обсуждение в интервью на телеканалах. Над этим работали наши креативщики и люди из команды Александра Мороза, которые понимали, что вариант с Тимошенко абсолютно безнадежен и развалившаяся "оранжевая" коалиция может потянуть за собой в могилу и Соцпартию. То есть движение навстречу было, но окончательный рывок был сделан с нашей стороны, когда мы увидели, что есть возможность очень быстро и оперативно создать новую коалицию без долгих переговоров и месячного просиживания за столами. А реализовали идею мы уже вместе.
"Y": Правы те, кто утверждает, что инициатива была перехвачена у "оранжевых" всего за несколько часов?
Т.Ч.: В принципе, это так. Случившееся стало для них шоком. Их лидеры были настолько самоуверенны и самовлюбленны, что не увидели происходящего в их коалиции.
"Y": Изменения в политической жизни страны остановят дрейф Украины в сторону НАТО?
Т.Ч.: Риторика о вступлении в НАТО просто исчезнет. Никуда Украина реально не движется – ни в НАТО, ни в Евросоюз. Это все только мечты Тарасюка. Конечно, американцы хотели бы втянуть Украину в НАТО. Но страны старой Европы этого как раз не хотели, понимая, что устойчивой политической стабильности в Украине нет. Что же касается рижского саммита, то нам уже дали прямой ответ: вопрос о вступлении Украины там не будет ставиться в принципе. Более того, представители НАТО говорили, что нужно проводить референдум по этому поводу или квалифицированное решение парламента. А решения Верховной рады не будет. Его не могло быть даже во время существования "оранжевой" коалиции.
Вступление в НАТО было пропагандистским ходом, который на самом деле повредил всем – и Ющенко, и контактам Украины с НАТО. Кстати, нам бы хотя бы выйти на 10% от тех контактов, которые имеет с НАТО Россия. Она на порядок больше работает с Североатлантическим альянсом, а наши, только заявив о желании вступить, ничего не сделали для нормализации сотрудничества. Так что Украины в НАТО однозначно не будет. За время правления Ющенко число скептиков и противников вступления в блок возросло, как минимум, в три раза. Грубый нажим привел к противоположному результату: Украина покинула натовское направление. Но Партия регионов и социалисты стоят на том, что сотрудничать с НАТО нужно. Для коммунистов эта тема несколько болезненная, но они тоже не против совместных учений. Хотя после того, что произошло недавно в Феодосии, проводить такие маневры будет труднее.
"Y": Каковы планы основных политических сил страны на выборы президента Украины, которые должны пройти в 2009 году?
Т.Ч.: Юлия Тимошенко уже начала вести предвыборную кампанию. Все, что сейчас делается ею, делается исключительно на этом направлении. Там только власть ради власти, а других идей нет. Шансы же Ющенко все меньше и меньше. В его окружении все реже говорят о том, что он станет кандидатом на будущих выборах. Хотя в лагере "оранжевых" сохраняется интрига. В частности, с Тимошенко брали расписку, что если она станет премьером, то не будет выдвигаться в президенты на будущих выборах. Хотя, конечно же, на эту расписку никто не будет обращать внимания.
"Y": А кто брал расписку?
Т.Ч.: Безсмертный и другие, которые вели переговоры с Тимошенко по поводу создания коалиции и поста премьер-министра. Об отказе баллотироваться на пост президента Украины Тимошенко заявляла публично.
Партия регионов будет участвовать на президентских выборах. Будет ли это Виктор Янукович или иной кандидат, - это вопрос. Будут кандидаты и несколько меньшего калибра. Тот же Литвин уже заявил об участии в выборах. У Мороза, думаю, появится понимание того, что после триумфального восшествия на пост спикера размен на 3-4% на президентских выборах станет слишком сильным политическим ударом. Думаю, что он воздержится от участия в выборах, если коалиция сохранится, а он будет спикером.
"Y": Спасибо за беседу.
Женщины опасаются действия властей