Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Во время исследования была опрошена тысяча руководителей предприятий и 12 тыс. простых граждан. Опрос показал, что около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, а 57,4% готовы за это платить. После девятого класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся (в Москве – 70%), идти в техникум – 11% (в Москве – 9%), а в ПТУ – лишь 5% (в Москве и вовсе 1%). Правда, остается еще 20% не определившихся. Из них-то, как правило, и рекрутируются учащиеся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений. В результате экономика получает в качестве квалифицированных исполнителей людей, не мотивированных к обучению и профессиональной карьере. Одновременно растет число выпускников техникумов, вообще ни дня не собирающихся работать по специальности и рассматривающих учебу только как ступеньку к поступлению в вуз. В 2006 г. доля таких респондентов выросла с 38% до 47%. При подобном раскладе стоит ли удивляться, что предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Особенно сложная ситуация складывается в секторах промышленности и транспорта. Качественное распределение кадровых ресурсов происходит в пользу крупного бизнеса и так называемых "новых" отраслей экономики.
Вместе с тем бизнес сворачивает долгосрочные формы сотрудничества с образовательными учреждениями. За последний год доля предприятий, не сотрудничавших с ПТУ и профлицеями, выросла с 59% до 67%, с средними учебными заведениями – с 61 до 71%, с вузами – с 51% до 65%. Сильнее всего сократились такие формы, как заключение прямых договоров на подготовку и организацию стажировок, а также участие в финансировании учебных заведений. Правда, одновременно становится все более востребованным дополнительное образование. Но и здесь тенденции неблагоприятные для официальных образовательных учреждений. 29% опрошенных предприятий имеют собственные учебные заведения: 15% – курсы переподготовки, 11% – учебные центры, по 2% – ПТУ, колледжи и вузы. В 2005 г. затраты российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку своих работников составили около 400 млрд рублей. При этом заказ на подготовку специалистов в официальных образовательных учреждениях оказался очень мал – всего 17 млрд рублей. "Это свидетельствует о том, что бизнес перестает верить в профильное образование", считает председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов. "В новой экономике может быть только непрерывное образование. И поскольку существующая система образования не может удовлетворить этой потребности, возникают собственные учебные структуры", - добавляет заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко.
Постулат о необходимости непрерывного образования определенным образом подтверждают и данные опроса. По словам ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, в стране возник сектор предприятий, которые вообще не принимают на работу новых сотрудников. При этом число таких организаций растет. В 2005 г. их было 8%, тогда как в 2004 г. – всего 5%. И если раньше люди получали второе образование в основном с целью сменить работу или открыть собственный бизнес, то сейчас подавляющее большинство учащихся взрослых (64%) делают это для того, чтобы продвинутся по карьерной лестнице или просто закрепиться на прежнем месте.
Впрочем, как отмечают эксперты, любые результаты исследований можно трактовать по-разному. Так, например, количественные статистические показатели снижения активности предприятий в сотрудничестве с учебными заведениями могут объясняться качественными изменениями в данной области. "У нас количество всевозможных вузов сейчас таково, что по прошествии нескольких лет бизнес успел понять, с кем из них действительно стоит сотрудничать, и перестал вкладывать средства в "фабрики по производству неквалифицированного персонала". Идет нормальная оценка уровня конкурентоспособности существующей системы образования", – поясняет Андрей Свинаренко.
Брюссель знает, чего хочет