"Восьмерка" с ограниченными возможностями

Петербургский саммит G8 не оставил иллюзий по поводу того, что страны Запада и Россия остро нуждаются друг в друге в борьбе с вызовами и угрозами, стоящими перед мировым сообществом


ФОТО: AP



Саммит G8, продолжающийся в эти дни в Санкт-Петербурге, не принес особых неожиданностей. Для России, которая весьма чувствительно реагировала на рассуждения ряда западных политиков и журналистов, утверждавших, что наша страна не достойна быть полноправным членом "большой восьмерки", все худшие опасения уже позади. Прекрасно организованная встреча, в рамках которой были подписаны базовые документы по ряду важнейших вопросов, оказалась бенефисом как России в целом, так и Владимира Путина, прекрасно исполняющего обязанности хозяина саммита. Дружеское общение глав государств и договоренности, достигнутые ими во время подготовки к заседанию "клуба избранных" и непосредственно в ходе нескольких рабочих заседаний и встреч в двустороннем формате, еще раз подтверждают, что искусственно созданный неблагоприятный для России информационный фон был неудавшейся пропагандистской атакой тех политических сил, которые конкурируют с действующими лидерами государств-членов G8.

В повестке санкт-петербургской встречи лидеров наиболее развитых стран мира стояли три основных темы: энергетика, образование и здравоохранение. По каждой из этих проблем были подписаны соответствующие документы – "Глобальная энергетическая безопасность" и "Санкт-петербургский план действий" в области энергобезопасности, "Образование для инновационных обществ в ХХI веке" и "Борьба с инфекционными заболеваниями". Все перечисленные документы содержат не только абстрактные принципы, на основании которых следует подходить к решению той или иной проблемы, но и вполне конкретные обязательства, которые страны "восьмерки" берут на себя для осуществления идей, содержащихся в подписанных текстах. В частности, в документах по энергобезопасности содержатся гарантии того, что все страны мира будут иметь доступ к энергоносителям и технологиям по их использованию. Важно подчеркнуть, что указанные принципы будут распространяться и на ядерную энергетику. Так, предполагается осуществлять снабжение всех желающих ядерным топливом на условиях, исключающих распространение опасных технологий и возможность создания оружия массового поражения. В документе, посвященном образованию, содержится план действий, который должен помочь убрать барьеры на пути инвестирования частного сектора в образование внутри "восьмерки". Кроме того, рассматриваются вопросы о качестве начального образования во всем мире и о введении глобальных стандартов прозрачности качества подготовки школьников. Третий документ предполагает укрепление международного сотрудничества в области научных исследований по проблеме птичьего гриппа и угрозы пандемии, а также содержит подтверждение обязательств в сфере борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и малярией.

Результатом работы саммита стало подписание еще целого ряда важных документов, заявлений и деклараций. Довольно проработанными выглядят документы, посвященные торговле, борьбе с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, борьбе с коррупцией на высоком уровне, работе с Африкой. Единственным диссонансом оказалась ситуация со вступлением России в ВТО. Буш подчеркнул, что пытался заключить такое соглашение с Россией, которое было бы ратифицировано конгрессом, намекнув, что его администрация не может пока провести через конгресс вариант, который устраивает обе стороны. Тем не менее, по мнению российских представителей, документ будет подписан уже осенью.

Вчера поздним вечером, когда закончились все мероприятия, запланированные на воскресенье, Путин сообщил на специальном брифинге, что "российская делегация удовлетворена результатами саммита. Все поставленные цели достигнуты. Все документы, которые мы планировали принять, приняты практически без изменений". Строго говоря, подводить итоги саммита еще рано. Сегодня Yтром будет проведено заключительное рабочее заседание лидеров "большой восьмерки", а позже они встретятся с лидерами стран, приглашенных принять участие в саммите в качестве наблюдателей. Однако экспертов настораживает то обстоятельство, что в рамках санкт-петербургской встречи в верхах не удалось выработать четких рецептов по ситуациям, не терпящим отлагательства. Так, в заявлении по Ирану страны G8 подтвердили свое решение передать "иранское ядерное досье" в Совбез ООН, однако так и не определились с планом действий на случай, если ИРИ не откажется от программы по обогащению ядерного топлива. Точно так же не была сформулирована единая позиция в отношении КНДР. Более того, несмотря на то что Япония настаивала на принятии отдельной резолюции по этому поводу, лидеры "восьмерки" включили свою позицию по северокорейской проблеме лишь в общее заявление по вопросам нераспространения оружия массового поражения. Ну а резолюция по Ближнему Востоку, сформулированная на саммите, оказалась настолько компромиссной, что каждая из сторон конфликта может считать, что она осуждает ее противника.

Российский президент подчеркнул, что "постоянный контакт" с движениями ХАМАС и "Хезболла" "помогли нам в сегодняшней работе над резолюцией". Тем не менее ни одна из этих организаций не планирует признать Израиль, а что касается "Хезболлы", то она не намерена разоружаться и прекращать ракетные обстрелы израильской территории. Об этом заявил лидер движения Хасан Насрулла, выступая в воскресенье по ливанскому телевидению. В свою очередь, Тель-Авив также не спешит прекращать военные действия. Резолюция "большой восьмерки" была расценена в Израиле как поддержка справедливой борьбы израильтян с террористическими организациями, вероломно напавшими на еврейское государство. Израильский МИД выпустил обращение, в котором приветствуется указанная резолюция по Ближнему Востоку: "Израиль разделяет мнение международного сообщества, которое называет причиной конфликтов экстремистские элементы".

Похоже, в рамках G8 можно принять план долгосрочной программы действий, можно сделать сколько угодно деклараций и заявлений, однако конфликтные ситуации, требующие срочного принятия жестких мер, в этом формате решены быть не могут. Не получается это и у Совбеза ООН. Может быть, необходимо выработать действенный механизм, который позволил бы быстро и четко справляться с задачами подобного рода? Кстати, эта проблема могла бы стать центральной для будущего саммита "большой восьмерки".

Выбор читателей