Хранительница Эрмитажа унесла тайну "кражи века" в могилу

Расследование кражи из Государственного Эрмитажа затрудняет смерть сотрудницы, отвечавшей за большинство исчезнувших экспонатов. Она умерла на рабочем месте в самом начале очередной музейной проверки


ФОТО: AP



События, достойные стать фабулой остросюжетного детектива, привлекли внимание общественности к Северной столице. В стенах самого большого в стране хранилища произведений искусства – Государственном Эрмитаже – развернулась полная тайн и загадок история, заставившая призадуматься не только милицию Санкт-Петербурга, но и российские власти. Накануне в этом грандиозном собрании достижений художественной культуры всех времен и народов была обнаружена пропажа, которая грозит стать "кражей века".

Сообщения об исчезновении музейных ценностей не являются чем-то экстраординарным. "Кража из Эрмитажа, к сожалению, не первый подобный случай, когда пропадают предметы, представляющие национальное достояние нашей страны, – говорит глава Росохранкультуры Борис Боярсков. – Это свидетельствует о неблагополучном положении дел с охраной нашего национального культурного достояния". В том же Питере чуть больше месяца назад недосчитались экспонатов хранители коллекций Русского музея: из Инженерного замка пропали пять предметов охотничьего сервиза XVIII века. Однако происшествия, подобные тому, о котором стало известно накануне, когда из Русского отдела Эрмитажа был украден 221 экспонат стоимостью 130 млн руб., случаются редко. "Речь идет о памятниках русского ювелирного искусства, главным образом – эмалях", – говорится в сообщении пресс-службы музея.

И если бесценная посуда из Инженерного замка быстро нашлась и вновь предстала перед публикой, то судьба эрмитажных эмалей покрыта мраком, рассеять который мешают сразу несколько обстоятельств. Во-первых, не известно, когда именно они были украдены: пропажа обнаружилась при подведении итогов проверки, которая проводилась еще весной. Во-вторых, один из первостепенных подозреваемых умер весьма странной смертью, унеся в могилу тайну преступления и добавив в дело об исчезновении образцов ювелирного искусства еще больше таинственности.

Здесь необходим краткий экскурс в систему контроля за экспонатами Эрмитажа. Так называемые "проверки наличия", за которыми следит Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ведутся в музее непрерывно на основании заранее утвержденного графика. Видимо, поэтому смерть одной из хранительниц коллекции Русского отдела, которая отвечала за большинство похищенных экспонатов и умерла на рабочем месте в самом начале весенней проверки, не показалась ее коллегам событием из ряда вон выходящим. Только сейчас, когда на уши поставлена вся питерская милиция, а из Москвы уже летит спецкомиссия Росохранкультуры, стало ясно, что дело нечисто. Более того, у сотрудников Эрмитажа теперь не вызывает сомнения причастность работников музея к пропаже экспонатов.

Между тем милицейское расследование идет полным ходом. Министерская комиссия, которая в самое ближайшее время приступит к работе, заново проверит "состояние учета и сохранности коллекции". Информации о возбуждении уголовного дела пока не поступало. О подробностях случившегося и достижениях следствия мы узнаем сегодня Yтром из официального заявления, с которым выступит пресс-служба обедневшего Эрмитажа.

Выбор читателей