Украденные шедевры ездили за границу в авоське

Коллеги покойной хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской вспоминают, что она подозрительно часто ездила в Финляндию. Возможно, женщина практически беспрепятственно вывозила шедевры на продажу за границу




Чем дальше заходит следствие по делу о похищенных из Эрмитажа произведениях искусства, тем больше подробностей шокирующего дела выясняется. Его не зря именуют "кражей века": за шесть лет один из известнейших музеев страны лишился 221 экспоната из Русского отдела на сумму около 130 млн. рублей. Пропажа стала явной лишь после того, как руководство музея провело масштабную проверку хранилищ и пришло в ужас, недосчитавшись пары сотен шедевров. К счастью, коллекционеры живо откликнулись на призыв Росохранкультуры, да и сотрудники правоохранительных органов с поразительной оперативностью вышли на след преступников. До сих пор в Санкт-Петербурге продолжают находить предметы искусства. В частности, сегодня поступило сообщение о том, что в антикварный отдел ГУВД попали еще шесть из украденных экспонатов. Среди них - две иконы и складень-кубок.

В хищении, как пишет "Комсомольская правда", обвиняют работницу музея, имевшую непосредственный доступ к его хранилищам. Лариса Завадская, подозреваемая в совершении преступлений, по словам сослуживцев, специалистом по материалу была никудышным, зато хорошо работала с документами. Она скончалась в октябре прошлого года, как раз когда началась ревизия во вверенных ей музейных фондах. Но это не значит, что перед судом предстать будет некому: арестованы муж и сын женщины, которых обвиняют в пособничестве краже и сбыту ювелирных изделий из коллекции Эрмитажа. Они уже дали признательные показания.

Между прочим, чадо Завадской тоже было пристроено к месту: Николай некоторое время работал в Эрмитаже, в отделе учета и хранения. Уволили его незадолго до смерти матери, и – как по совпадению – с его уходом пропажи прекратились. Поэтому некоторые сотрудники музея предполагают, что кражи совершал именно молодой человек.

Но, с другой стороны, коллеги весьма кстати припомнили, что Лариса подозрительно часто ездила в Финляндию, а потом вдруг резко прекратила. Если предположить, что хранительнице действительно удалось вывезти часть шедевров за границу, то их поиск теперь значительно усложнится. Говорят, при обыске квартиры Завадской обнаружили только сотню квитанций из ломбарда. Почти половину экспонатов, которые, как предполагают сотрудники Эрмитажа, не заинтересовали потенциальных покупателей, преступники сдали в ломбард по весу.

При допросе муж и сын покойной хранительницы признались, что шедевры ювелирного искусства выносились ими постепенно – начиная с 1998 года. Особых препятствий им при этом преодолевать не пришлось: сотрудников музея на выходе даже не досматривают. Можно "протащить" практически любой раритет, по размерам помещающийся в обычной авоське.

Из показаний преступников также выяснилось, кому были проданы 70 экспонатов. Сейчас перед сотрудниками правоохранительных органов стоит трудная задача – отыскать оставшиеся предметы. Правда, в поиске может существенно помочь тот факт, что коллекционеров подобных вещей в мире не так уж и много. Одним из них, например, является Малкольм Форбс – сын основателя журнала Forbes.

Напомним, что по факту пропажи музейных экспонатов возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.158 (кража в особо крупных размерах). Следствие ведет специальная оперативная группа, сформированная Генеральной прокуратурой. Между тем история с шедеврами Эрмитажа вызвала множество разговоров по поводу возможности продавать украденные произведения искусства через аукционы. Представители Christie's заявляют, что все лоты проходят тщательную проверку, прежде чем уйти с молотка. Так, например, недавно известнейший лондонский аукционный дом вынужден был снять с торгов девять рисунков российского архитектора Якова Чернихова как раз по причине того, что они числились в списке похищенного из РГАЛИ. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, практически на каждых русских торгах за границей выявляются подобные случаи. После этого похищенные произведения искусства возвращаются к законным владельцам.

Выбор читателей