Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Уникальный по форме проведения – речная или морская прогулка на плавучем кинотеатре, - "Крок" зарекомендовал себя как одно из самых заметных явлений в мире мультипликации, давая возможность не только авторам, критикам и журналистам, но и зрителям в городах, где останавливается теплоход, познакомиться с новейшими достижениями в международной анимации.
"Крок-2006" интригует вдвойне, в связи с тем что конкурсная программа составлена из фильмов, которые можно считать действительно первым шагом для будущих мастеров в жанре анимации. Фестиваль дебютантов каждый раз ставит перед отборщиками почти невыполнимую задачу – в данном случае, из более чем 800 лент, присланных в оргкомитет со всего мира, пришлось выбрать всего около сотни, причем, в отличие от "взрослого" форума, тут невозможно опереться на былые заслуги авторов, включить в список узнаваемые имена или принять во внимание значимость студий-производителей.
В нынешние времена арт-анимация уже не требует обязательной опеки студий; с появлением персональных компьютеров задача авторов упростилась многократно, и достойное кино можно сделать, даже сидя дома (хотя практика все равно свидетельствует, что без надлежащего бюджета никакое по-настоящему востребованное кино не получится). Появляются режиссеры и художники, чьи работы приходится, подобно жемчужинам, выуживать из гигантского числа ученических лент, признавая за их создателями право называться профессионалами. Причем стоит заметить, что в кино, и в анимации в частности, нередки случаи, когда дебютные фильмы впоследствии становились лучшими в карьере их создателей. Поэтому дебютный "Крок" по форме абсолютно не отличатся от "взрослого", включая международное жюри из признанных мастеров, тщательную подготовку и организацию и участие в его работе мэтров анимации, таких как Юрий Норштейн, Давид Черкасский, Эдуард Назаров, Александр Татарский.
Правда в последние годы проводить это дорогостоящее мероприятие становится все труднее, и, по словам главного вдохновителя и бессменного генерального директора фестиваля, украинского продюсера Ирины Капличной, еще за неделю до отплытия проведение очередного "Крока" было под большим вопросом в связи с недавним затяжным кризисом в политической жизни наших соседей. Но, по-видимому, звезды благоволят к этому необычному фестивалю: буквально накануне отплытия "Жукова" у наших соседей все благополучно разрешилось, и несчастливая примета, к счастью, не сыграла с тринадцатым "Кроком" злую шутку.
Официальная церемония открытия фестиваля состоится в Перми в грядущую пятницу; пока же теплоход с вашим обозревателем на борту благополучно причалил к пристани города Чистополя, но уже два дня вовсю, практически с утра до вечера, на "Георгии Жукове" идет работа. В конкурсной программе показано 50 работ, прошли пресс-конференции и круглые столы с участием мастеров анимации, журналистов, критиков и, разумеется, авторов представленных картин.
Теперь, собственно, стоит остановиться на самих фильмах. Полнометражных и даже среднеметражных лент в нынешнем году нет – кто ж доверит студенту или выпускнику большие деньги. Программа показа в основном сформирована из роликов продолжительностью от одной до восьми, редко – 14 минут. Надо сказать, что раскачивалась она довольно долго, хотя постепенно, как замечают все критики, набирает вес. В первый день фестиваля ни одному из представленных фильмов я бы не поставил выше тройки по пятибалльной шкале, а имена участников не запомнились вообще. Зато второй и третий день порадовали больше. Было показано как минимум 10 работ, которые претендуют на звание высокопрофессиональных и запоминающихся. Дело в том, что на любом, и взрослом, фестивале процент таких лент ничтожно мал, а о шедеврах иногда вообще говорить не приходится. Тем не менее сегодня все отмечают возросший уровень позитивизма в умах и настроениях недавних учеников.
Если на первых "Кроках" дебютантов критики изнемогали от потока чернухи и всевозможного трэша, особенно в работах европейских режиссеров, то сейчас найти вполне нейтральную, а то и веселую историю – не проблема. Такими, например, на мой вкус, стали следующие: рисованная лента швейцарки Марины Россе "После кошки" – история бабульки, делающей чучел из домашних питомцев; французские трехмерные "Часы с кукушкой" – про то, как домашняя утварь в лице кувшина и штопора обстреливает на спор деревянную птичку горошинами; довольна смешная детская 3-дэшка про испанского Индиану Джонса "Тадео Джонс"; история о происхождении "анальных анализов" с обыгрыванием в этом ключе психоАНАЛиза (проще говоря, история задницы) под названием "Проект Ханцельмана" бельгийца Де Кледта; а также очень забавная романтическая кукольная лента "Обнаженная" англичанки Джейн Ли – о том, как выглядит женщина в глазах влюбленного, наглядно превращаясь в то, о чем он говорит в своих любовных излияниях.
Понятно, что любая смешная история или анекдот, особенно о "нижнем этаже", рассказанные легко, будет пользоваться большим зрительским вниманием (моим в том числе), однако стоит отметить, что призы обычно завоевывают не они. Из несмешных роликов я бы пока выделил понравившуюся всем "Башню Бохера" канадца Теодора Ущева – очень грамотный поклон русским конструктивистам начала ХХ в. под музыку Свиридова; французский компьютерный мультфильм в смешанной технике под названием "Vita ex musica" – страшноватую постиндустриальную антиутопию; и грузинскую ленту "Исповедь волка" Рати Нанеишвили – эстетскую акварельную драму по рассказу Важи Пшавелы.
Конечно, фестиваль еще даже официально не начался, и впереди, возможно, будут открытия, о которых мы обязательно расскажем, но уже сейчас можно сказать, что само проведение "Крока" каждый год можно рассматривать как важный шаг на пути включения закрытого и элитарного жанра художественной анимации в контекст интернациональной культуры.
Благодарим радиостанцию "Эхо Москвы" за помощь в подготовке материала"
Подобную акцию американцы совершают не в первый раз