Русские не смогут перестать летать

Россияне не откажутся от полетов даже на отечественных самолетах, и вовсе не потому, что они такие уж бесстрашные. Просто жить им приходится как в том анекдоте: "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус"




Недавно я сильно опаздывала на интервью, пришлось ловить попутку. Остановился изрядно подержанный "Жигуленок", за рулем которого оказался юноша явно моложе двадцати лет. Как нетрудно догадаться, на дороге он активно играл в Шумахера (спасибо хоть правила соблюдал и на светофоры реагировал адекватно) - практически весь путь до ближайшего метро мы проделали на скорости не менее 100 км в час. Как должен чувствовать себя человек в качестве пассажира разваливающегося "тазика" на 100 км в час? Правильно, вот и мне было очень страшно. Но я все же не стала останавливать водителя, чтобы выйти из автомобиля на середине пути. Я не сделала этого потому, что остаться без интервью мне было еще страшнее.

К чему я это? А к тому, что вчера меня вызвал редактор и начал упорно убеждать написать статью о том, будут ли после очередной страшной авиакатастрофы россияне летать на самолетах вообще и на Ту-154 в частности. Писать же мне об этом жутко не хотелось, потому как и без этого понятно, что летать они будут, куда денутся? И вовсе не потому, что россияне такие уж бесстрашные. Просто жить нам приходится как в старом анекдоте: "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус".

Все, кто имел возможность или просто непреодолимое желание совсем отказаться от полетов, уже давно это сделали, ибо поводов было более чем достаточно. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить события текущего лета – катастрофу в Иркутске или несостоявшуюся террористическую атаку в лондонском Хитроу. Для остальных реальной альтернативы воздушным путям и российским самолетам, по крайней мере на территории собственной страны и ближнего зарубежья, все равно практически не существует.

Уже давно ни для кого не секрет, что значительная часть парка отечественной гражданской авиатехники находится в крайне высокой степени изношенности. Однако списывать лайнеры, выработавшие свой ресурс, авиакомпании не торопятся, поскольку заменить их нечем. В свою очередь чиновники от авиации готовы чуть ли не до бесконечности продлевать разрешенный полетный ресурс дряхлых "железных птиц", вместо того чтобы добиться, например, отмены запретительных пошлин на импортную авиатехнику.

В итоге и большинство иномарок, пополнивших за последние годы ангары российских перевозчиков, только с виду выглядят более привлекательными, плюс чуть больше комфорта для пассажиров. По возрасту же они ненамного моложе местных собратьев и до того, как прийти в теплые объятия здешних владельцев, усердно потрудились на благо более развитых обществ. Зато и стоят не в пример дешевле новеньких импортных машин, тем более с учетом конечной цены после уплаты всех таможенных сборов. Да и при таких условиях они, как правило, покупаются в кредит. Здесь нелишним будет напомнить, что в Иркутске разбился именно "чужеземный" Airbus, и главная на сегодняшний день версия причин случившегося – техническая неисправность одного из двигателей.

Наиболее очевидной заменой российским перевозчикам с их устаревшими самолетами являются иностранные авиакомпании. Но воспользоваться услугами "варягов" на внутреннем рынке невозможно просто потому, что при всем желании на внутренний рынок России их не допускают. Даже международными рейсами известных западных "воздушных извозчиков", за исключением Москвы и Петербурга, могут похвастаться лишь несколько крупных региональных центров. Для желающих слетать за границу возможностей выбора немного больше. Но тут вступает в действие ценовой фактор. Билетные тарифы иностранцев, как правило, заметно выше. А для большинства россиян разница в $100-$200 уже достаточно весомый повод задуматься о том, что предпочесть – относительное чувство чуть большей безопасности (ибо от крушения все равно никто не застрахован) или существенную экономию средств. Тем более что, благодаря требованиям ЕС, летать в те края могут только самые современные или глубоко модернизированные авиалайнеры российского производства.

И, наконец, вряд ли потенциальные пассажиры воздушных путей сообщения в поисках безопасности пересядут на наземный транспорт. Во-первых, как ни крути, по времени путешествия сравнение этих вариантов никак не идет в пользу второго. При всем при этом в автомобильных авариях, как известно, люди гибнут намного чаще, чем в авиакатастрофах. Что же касается железной дороги, то где гарантия, что на очередном перегоне в ваш вагон не залетит шальной снаряд с горящего неподалеку склада боеприпасов? Да и крупные железнодорожные катастрофы с внушительным числом жертв, судя по последним событиям, тоже отнюдь не редкость.

Ах да, остается еще один вариант – просто никуда не ездить вообще. Это, конечно, если работа не предполагает дальних командировок, отпуск же можно проводить и на дачном огороде (и пусть не кинут в меня камень те, кто вынужден коротать время на даче вовсе не из-за страха, а ввиду отсутствия средств). Некоторые наши сограждане действительно осознанно сделали для себя именно такой выбор. Но ведь недаром так популярна в России поговорка о том, что никогда не знаешь, где следует подстелить соломки. Фатализм и бесстрашие – понятия хотя и близкие (второе часто проистекает из первого), но все-таки разные. И фатализм нашему человеку вполне присущ. Про мышей и кактусы я, кажется, уже говорила…

Выбор читателей