Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Если во времена холодной войны на всем американском континенте один только Фидель Кастро был открытым противником США, то теперь таких лидеров много, хотя никакой СССР их не выращивает. Рост национального самосознания, недовольство навязываемой моделью либерализации и ослабление бдительности со стороны США – все это привело к тому, что большинство стран Южной Америки возглавили фигуры, придерживающиеся в той или иной степени антиамериканских взглядов: Эво Моралес в Боливии, Лула да Силва в Бразилии, Нестор Киршнер в Аргентине, Табаре Васкес в Уругвае и даже Мишель Бачелет в традиционно проамериканской Чили. Но, конечно, наиболее заметным и последовательным борцом с властью "гринго" является президент Венесуэлы Уго Чавес. У этого человека есть не только желание, но и возможность проводить самостоятельную политику (Венесуэла занимает пятое место в мире по объемам экспорта нефти – 3,38 млн баррелей в сутки) и даже оказывать определенное влияние на США (в настоящее время венесуэльские поставки покрывают порядка 12% потребностей США в нефти).
В последнее время Чавес – вопреки недовольно-обеспокоенному брюзжанию западных СМИ – становится фигурой мирового масштаба. Его антиамериканская нефтяная дипломатия приносит плоды в самых разных частях света, о чем свидетельствует, например, география его последних визитов. Россия, Иран, Малайзия, Мали, Ангола, Пекин - он везде находит взаимопонимание. Заключает многомиллиардные контракты в нефтяной сфере, закупает вооружения и технологии, заручается поддержкой в стремлении Венесуэлы войти в число непостоянных членов Совета безопасности ООН… Ну и, конечно, в масштабах Южной Америки республика Чавеса постепенно становится лидером, хотя до сих пор в этой роли привыкли видеть Бразилию. В июле этого года Венесуэла стала полноправным членом Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), и тут же ее президент взял инициативу в свои руки. Он предложил дополнить экономические отношения в рамках этой организации военным пактом. Чавес хочет объединить вооруженные силы Южной Америки и даже создать региональную систему ПРО, "самую современную", компоненты которой он, дескать, видел в России, Белоруссии и Иране.
Впрочем, далеко не всем соседям нравится активность Чавеса вообще и идея создания военного блока в частности. Такие страны, как Чили, Парагвай, Перу, не говоря уже о Мексике или Гватемале, не хотели бы открытой конфронтации с США, неизбежной при доминировании Венесуэлы в регионе, и наверняка предпочли бы занять сторону Вашингтона в случае обострения ситуации. Однако Чавес имеет необходимые ресурсы для того, чтобы сплотить латиноамериканские ряды. Ведь он обеспечивает нефтью практически всех своих соседей, а его другом и соратником является Эво Моралес, страна которого располагает огромными запасами газа. Сейчас они, при участии "Газпрома", разрабатывают проект грандиозного трансконтинентального газопровода из Венесуэлы в Аргентину, как говорится, со всеми остановками - Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай. Если им удастся воплотить это чудо протяженностью в 9 тыс. км, то весь материк будет повязан венесуэльско-боливийской газовой паутиной. И США тогда вряд ли смогут противопоставить влиянию Чавеса в Южной Америке что-либо адекватное. Кроме, разве что, политического нажима и грубой силы.
Впрочем, и здесь у Вашингтона может ничего не получиться. Уго Чавес является носителем и пропагандистом идеологии боливаризма, близкой сердцу любого небогатого латиноамериканца и встречающей взаимопонимание везде, где недовольны глобализацией по-американски. Соответственно, на идеологическом фронте Вашингтон проигрывает Каракасу всухую. А чтобы дело легендарного Симона Боливара жило и процветало, Венесуэла наращивает объемы нефтяного экспорта и активно вооружается.
Здесь стоит подробнее остановиться на отношениях Чавеса с Россией и Китаем. Венесуэла при Чавесе стала налаживать всесторонние контакты с далекой холодной Россией: как-никак, это наследница СССР, противостоявшего ненавистным США. Так что, прежде всего, с Москвой было найдено взаимопонимание на высоком политическом уровне. Затем активизировались и неизменные его спутники – "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Они сейчас осваивают углеводородные месторождения в бассейне реки Ориноко и на шельфе Венесуэльского залива. "Газпром", возможно, будет также участвовать в строительстве вышеупомянутого южноамериканского газопровода. Российские компании помогут Венесуэле наладить производство труб для этого проекта, поделятся технологиями в сфере добычи нефти.
А нынешнее лето ознаменовалось еще и крупными российско-венесуэльскими контрактами в сфере вооружений. В июле Уго Чавес приезжал в Россию и договорился о поставке 100 тыс автоматов Калашникова и их дальнейшей лицензионной сборке у себя в стране, закупил 24 самолета СУ-30МК2 и 38 военных вертолетов, которые будут поставлены в течение полутора лет. Общая сумма контрактов составила $3 млрд. Понятное дело, эти договоренности тут же вызвали бурю негодования в Вашингтоне и стали едва ли не главной причиной введения им санкций против российских экспортеров вооружений – корпорации "Сухой" и "Рособоронэкспорта". Но повлиять на российско-венесуэльскую сделку США не смогли.
Таким образом, Чавес получил в свое распоряжение первоклассную военную технику неамериканского производства и планирует продолжать закупки в России подобной продукции. Причем, его примеру сейчас намерена последовать Аргентина (рассматривается вопрос о закупках ею российских вертолетов и бронированных патрульных катеров), обновить вооружения планируют также Бразилия, Мексика, Чили и Эквадор. Вряд ли, конечно, все они захотят перейти на российское вооружение, но кое-кто наверняка последует примеру Чавеса. А ведь если страна перестает покупать оружие у вас и покупает его у вашего вчерашнего врага – согласитесь, это тревожный симптом. Вот США и беспокоятся. В любом случае, теперь им придется считаться с Венесуэлой как с крупным нефтяным резервуаром, который неплохо охраняется и может, в случае чего, дать вооруженный отпор. Не зря же на гербе этой страны изображен щит и ружье!
А Чавес тем временем готовится лишить США не только своего рынка вооружений, но и своей нефти. И поможет ему в этом Китай, для которого обостренный антиамериканизм венесуэльского президента – настоящий подарок судьбы. Еще бы! В условиях острой борьбы за нефтяные ресурсы, когда приходится по всему миру искать дополнительные баррели, вдруг находится один из ведущих экспортеров "черного золота", который готов (по идейным соображениям!) отказаться от поставок нефти своему традиционному потребителю и переключиться на других. Конечно, Чавес не прекратит в одночасье поставки нефти в США, ведь они обеспечивают его стране более 50% нефтяных доходов. Но, только что побывав в Пекине, венесуэльский президент договорился о шестикратном увеличении нефтяного экспорта в КНР на протяжении последующих пяти лет: с нынешних 150 тыс баррелей в сутки до 1 млн баррелей к 2012 году. Правда, есть хорошая новость и для США: за этот же период Венесуэла планирует увеличить нефтедобычу более чем в полтора раза – до 5,8 млн баррелей в сутки. Так что и на долю Штатов кое-что останется, если, конечно, принципиальный Чавес не откажет им в этом благе.
В общем, можно сказать, что жаждущий нефти Китай и Венесуэла, желающая освободиться от зависимости от США, нашли друг друга. Теперь государственная Petroleos de Venezuela SA предлагает китайской CNPC участвовать в разработке нефтяных месторождений в бассейне Ориноко и на шельфе в Венесуэльском заливе (чтобы "Газпрому" и "ЛУКОЙЛу" было там не скучно). А Китай поставляет своему нефтяному партнеру оборудование для бурения новых скважин.
Одна беда: Китай и Венесуэлу разделяет немалое расстояние, и доставлять нефть через океан можно только танкерами. Но и здесь китайские товарищи подсуетились: они продали Чавесу 18 танкеров собственного производства. На них-то и будет доставляться в Китай венесуэльская нефть. Всего же Венесуэла собирается закупить в ближайшие годы более 40 новых танкеров, в основном, очевидно, в Китае. В этом случае она станет обладателем одного из крупнейших танкерных флотов в мире и – что особенно важно для Чавеса – полностью независимой от США в своем нефтяном экспорте (до сих пор большую часть танкеров она арендует у Штатов).
И расстояние можно было бы значительно сократить. Чтобы не гнать танкеры через Атлантику и Индийский океан, нужно всего лишь "расширить и углубить" Панамский канал, дабы через него могли проходить новые супертанкеры Чавеса. Так вот, всемогущий Пекин уже практически решил и эту проблему! Инфраструктурой Панамского канала управляет сейчас гонконгская компания Hutchison Whampoa, которую возглавляет человек, весьма близкий к китайскому руководству - один из богатейших людей планеты Ли Цзячэн. Он-то и взялся за модернизацию канала. Как раз в июле этого года власти Панамы одобрили его проект: он должен сделать канал проходимым для танкеров, водоизмещением в 300 тыс т, что сократит путь нефти из Венесуэлы в Китай с 45 до 24 суток. Реконструкция канала должна быть завершена к 2011 г., то есть как раз к тому сроку, к которому Чавес обещал поставлять в КНР по миллиону баррелей в сутки.
Не худо бы еще как-то договориться с Вашингтоном, чтобы тот не возмущался, видя, как нефть, предназначавшаяся США, проплывает через Панамский канал (который они еще недавно контролировали), обеспечивая энергетическую безопасность их глобального конкурента. Но, зная способность Китая добиваться своего, можно предположить, что ему удастся заручиться молчаливым согласием Вашингтона на подобный интенсивный трафик. В нужный момент Пекин найдет, чем умаслить американцев.
Таким образом, в мире появляется новый полюс силы. Это Южная Америка под предводительством Венесуэлы, под покровительством Китая и при дружеском участии России. Осуществляется идея "дружить материками", а США тем временем незаметно теряют свой статус мирового лидера.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт