Горняки ждут спасения на полукилометровой глубине

На шахте Вершино-Дарасунского рудника продолжается поисковая операция. Спасатели извлекли из штолен еще четыре тела, один горняк скончался в больнице. Под землей находятся более десятка шахтеров




В четверг на шахте Вершино-Дарасунского рудника произошла авария. Шестьдесят четыре рабочих попали в огненный плен. Тридцать три не успели выбраться и оказались отрезаны от выходов на поверхность. Двенадцать тел нашли сотрудники МЧС на следующий день. И вот, в ночь с пятницы на субботу, около 3:30 мск появляются трое горняков; самочувствие – "удовлетворительное", говорят, что под землей еще есть живые, как минимум пятеро, включая главного инженера шахты.

Ближе к утру спасатели извлекают из штолен еще четыре тела. Число погибших возрастает до 15. Затем в больнице умирает, не приходя в сознание, шахтер, которого вытащили из горящего забоя. "Состояние шахтера было крайне тяжелым, проводились реанимационные мероприятия, но они не помогли", - комментирует управление МЧС. Итак, катастрофа погубила уже 17 горняков.

Девять их товарищей числятся пропавшими без вести. О пятерых мы кое-что знаем: они были плотно завалены на полукилометровой глубине, но в 11:45 главный инженер Евгений Сливка, исходивший рудник вдоль и поперек, вывел их на поверхность без помощи спасателей, уже приготовившихся поднимать горняков. Шанс вызволить остальных все-таки есть: "Проверено 80% подземных выработок. Пока оставшиеся под землей шахтеры не найдены и сейчас горноспасатели проверяют оставшиеся штольни. Работы ведутся круглосуточно на разных уровнях", - докладывает зам. начальника центрального штаба военизированной горноспасательной части Александр Перцев.

Поисковые работы на месте аварии продолжаются, правда, начинались они, как считают местные специалисты, не на высшем уровне. Как только стало известно о пожаре, к руднику со всей Читинской области слетелись чиновные мужи и стали рассуждать о путях проведения поисково-спасательной операции по извлечению сотрудников шахты. Военная верхушка была тут как тут и, поджидая вертолеты МЧС, подключилась к дискуссии. "За 12 часов так никто и не добрался", - говорит диспетчер, на первых порах руководивший действиями местного отряда горных спасателей. Зато через день на рудник прибыл сам губернатор Равиль Гениатулин.

К вечеру субботы возле шахты работают уже 150 человек, дежурят несколько бригад медиков, психологи МЧС, в полной готовности ждет вертолет, чтобы доставить тяжелораненых в госпиталь. Центральный ствол шахты все еще горит.

Что послужило причиной возгорания, пока трудно сказать. Как известно, шахтеры гибнут из-за неосторожного обращения с инвентарем или из-за ветхости этого инвентаря. Сжатый газ взрывается либо от ударных темпов производства (что больше свойственно китайской промышленности), либо же от прохудившейся гидравлики. Однако здесь сжатый газ ни при чем. Первая (и наиболее правдоподобная) версия – нарушение правил безопасности. Этим страдают все российские шахты, но до катастрофы дело чаще всего не доходит – в большинстве случаев "проносит", а потом руководство вовремя спохватывается. В Вершино-Дарсунском не пронесло.

Есть еще одна версия – скорее оправдательная, чем правдоподобная. Шахтеры могли наткнуться на "клад". "Клад" – это не взорванный динамит, оставшийся с былых пятилеток. Пути разработки грунта порой перекрываются, и рабочие могут спустя пять, десять, даже двадцать лет наткнуться на старые грабли. Впрочем, доказать такой сценарий еще сложнее, чем обыкновенную халатность.

Выбор читателей