Хорошие люди из Китая побили западный кинематограф

"Золотого льва" на кинофестивале в Венеции взял, ко всеобщему удивлению, не Де Пальма, не Верховен, а неизвестный китайский режиссер Цзя Чжанкэ, в последний момент смонтировавший картину про стройку века


ФОТО: AP



Все страны что-нибудь да снимают. Голливуд ежегодно тратит около $10 млрд на "кассовое" кино, Индия безостановочно производит фильмы с танцевальным мордобоем, мировая порноиндустрия штампует на потребу лысеющих интернет-маньяков по 50 полнометражных лент в день. Каждую секунду кто-то отщелкивает дубли, кто-то добавляет в неоконченный сценарий новую реплику. Нет на свете такой силы, что остановила бы видеоряд.

Несколько раз в год на дорогих курортах собираются авторитетные критики, надувают щеки и просматривают продукт из категории "киноискусство". После просмотра они надувают щеки еще больше и выдают имя победителя. Обычно это имя известно заранее или, по крайней мере, легко предсказуемо.

Но вот на Венецианском фестивале все вышло шиворот-навыворот. Фавориты остались с носом, а "Золотой лев" ушел к малоизвестному режиссеру из Китайской народной республики, который еле-еле успел смонтировать свою работу перед показом.

Китайская производственная драма под названием "Натюрморт" (нативный вариант: "Хорошие люди из "Трех Ущелий") получила главный приз вопреки всем ожиданиям. Надо сказать, даже китайцы были удивлены таким успехом картины молодого Цзя Чжанке. Ну да, вот так: "Хорошие люди" – победители 63-го кинофестиваля в Венеции, и ничего с этим не поделаешь. Де Пальма и Верховен могут только развести руками. Экая, мол, "темная лошадка"!

Фильм практически документальный. Сюжет прост: власти возводят гигантскую ГЭС на реке Янцзы. Окрестные деревни уходят под воду. Пейзанская тоска и стройка века, классика производственного кино. Миллионы крестьян бегут потопа, грядет великое переселение, zoom, zoom, десятикратное увеличение, и вот мы видим отдельных жителей селения Фэнцзе, которые прощаются с деревянным прошлым, встречают высокотехнологичное будущее. Здесь и разворачивается драма, основанная на реальных событиях, что, кстати, немаловажно.

"Хороших людей" жюри оценивало глубокой ночью, а большинство зрителей и вовсе не смогли раздобыть себе копию, поскольку режиссер буквально в последний момент представил ленту на конкурс. Она даже не значилась в анонсах, но зато значилась в специальном списке у директора фестиваля Марко Мюллера.

По странному стечению обстоятельств, как только пришло время раздавать призы, все мэтры неожиданно заболели. Бен Аффлик, удостоившийся награды за лучшую мужскую роль, отписался СМС-сообщением, режиссер Ален Рене затемпературил и также не смог лично забрать своего "Серебряного льва".

В заключение скажем пару слов сами знаете о ком. Российская лента "Эйфория" получила приличную дозу холодности в виде приза параллельного жюри. Мы – обладатели "Золотого львенка"! Гостей из Голливуда не было. Все они сейчас тусуются в Риме, ожидая открытия конкурирующего фестиваля.

Выбор читателей