"Медведи" не отдадут президента конкурентам

Член президиума Генсовета ЕР Андрей Исаев постарался опровергнуть новомодную гипотезу, гласящую, что после ухода с президентского поста Путин возглавит левую партию, создающуюся на базе РПЖ, Партии пенсионеров и "Родины"




Куда только ни пристраивали нынешнего президента России после 2008 г.: в председатели совета директоров "Газпрома", в президенты Международного олимпийского комитета, в председатели Конституционного суда, в спикеры... А вчера будущее Владимира Путина в очередной раз обсуждали на медиафоруме "Единой России".

Член президиума Генсовета ЕР, депутат Госдумы Андрей Исаев постарался опровергнуть очередную новомодную гипотезу, гласящую, что после ухода с президентского поста Путин возглавит левую партию, создающуюся на базе РПЖ, Партии пенсионеров и "Родины". Шансы на это, по словам Исаева, "равны нулю": "Путин сумел стать популярным, проводя, по сути, правые реформы в стране, отягощенной множеством "левых" предрассудков, доставшихся нам в наследство от советских времен", и за время своего президентства никогда не позиционировал себя как левого политика. Вместе с поддерживающей его ЕР он делал все для укрепления института частной собственности, проведения непопулярных, но необходимых реформ и снижения налогового бремени на экономику, напомнил Исаев. Что никоим образом не является проявлением левых или социал-демократических взглядов.

Кремлевский куратор ЕР Владислав Сурков ранее открыто намекал "жизненцам" на то, что ЕР останется главной "партией власти", и предостерегал от междоусобицы, давая понять: именно "ЕдРо" по праву носит гордое звание партии президента. А все остальное – вторично. Впрочем, некоторые наблюдатели считают иначе. По сведениям RBC Daily, сценарий трудоустройства Путина к "медвежьим" конкурентам вовсю обсуждается в кругах, близких все к той же администрации президента. Эксперты, в свою очередь, подтверждают реалистичность таких замыслов. "Путин говорил о том, что нам нужна устойчивая партийная система и что логично было бы, чтобы он сам предпринял шаг к укреплению этой системы и его огромный рейтинг конвертировался в популярность партии", - считает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

По словам Хомякова, было бы естественно, если бы Путин возглавил именно социал-демократическую партию, поскольку весь свой второй срок он проводил социально ориентированную политику. В частности, объявил старт четырем национальным проектам. К тому же, уверен Хомяков, такой пассаж оценили бы и на Западе, привыкшем к идеологической чистоте: если Путин возглавит "ЕдРо", его "просто не поймут, поскольку "Единая Россия" для Запада - непонятная структура". Во главе социал-демократической партии Путин будет для Запада более весомым политиком, убежден Хомяков.

Ревнивое стремление "единороссов" удержать президентский образ в неразрывной связке с собственным вполне объяснимо: именно рейтинг и авторитет ВВП во многом определял прошлые победы ЕР. Теперь, когда у ЕР появился конкурент в лице "Актуальных левых" (или Союза доверия - точного названия у партии Миронова-Бабакова-Зотова еще нет), которые не менее активно и ровно с теми же целями претендуют на звание президентского фаворита и проводника его курса, "Единой России" приходится изобретать все новые аргументы "против".

Зачастую довольно курьезные: так, по словам Исаева, одной лишь любви к Путину явно недостаточно для того, чтобы выиграть выборы. "Мы больше всех любим президента, поэтому нас выберут", - видимо, так считают инициаторы этого объединения. Мы же считаем такой подход шапкозакидательством",- отметил он. Со стороны "Единой России" подобное заявление звучит как минимум комично. Еще один аргумент ЕР - объединение партий возможно только на основе общей идеологии, чего в случае с Союзом доверия не наблюдается. Во всяком случае, по ключевым законам лидер "Родины" Александр Бабаков в Думе и лидер РПЖ Сергей Миронов в Совфеде голосовали по-разному, напомнил Исаев.

Следует отметить, что в отсутствии идеологии довольно часто упрекают и саму "Единую Россию", предпринимающую сейчас титанические усилия для того, чтобы ее, наконец, обрести. В частности, ЕР с большим воодушевлением ухватилась за термин "суверенная демократия", озвученный в свое время Сурковым. После того, как Путин 9 сентября, во время встречи с зарубежными политологами, членами клуба "Валдай", высказался по поводу этого термина несколько сдержано, презентацию "медвежьей" программы было решено отложить до декабря. В этом контексте упреки в отсутствии идеологии в адрес новой левой партии со стороны "Единой России" могут вызвать тот же резонанс, что и заявления о том, что на одной президентской любви очков не заработать.

Кстати, о любви. Первым косвенным симптомом того, что Союз доверия может рассчитывать на поддержку самого президента, а не просто одной из противоборствующих группировок внутри его администрации, можно считать письменное согласие Путина на использование своего образа в избирательной кампании РПЖ в выборах в Липецкой области. В РПЖ этот жест уже расценили как полноценную путевку в будущее: "президент считает, что не только одна политическая партия в России заслуживает его внимания и поддержки", заявил первый зампред РПЖ Николай Левичев. Впрочем, одной бумажки за подписью президента явно недостаточно для того, чтобы региональные элиты бросились с распростертыми объятиями от ЕР к новой левой партии. Вопрос в том, когда и в какой форме последуют новые обнадеживающие сигналы и последуют ли вообще.

Попутно аналитики задаются вопросом: что будет с самой "ЕР". Хомяков считает, что она достанется путинскому преемнику. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин развил эту мысль: "партия власти-2" создается под "преемника №2" - министра обороны, вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова, в то время как "Единая Россия" "заточена" на поддержку "преемника №1" - первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева. "Если появится третий кандидат в преемники, будет еще одна партия, третья, - заявил Мухин RBC Daily. - Сколько будет кандидатов в преемники, столько и будет партий власти, ведь по новому закону выдвигаться в президенты можно только от партий".

Кстати, довольно любопытное предположение сделал вчера на медиафоруме ЕР глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Комментируя причины отказа Путина от третьего президентского срока, Павловский заявил: "Владимир Путин не собирается вечно обслуживать своей популярностью всю политическую систему России. Он не хочет быть батарейкой "Энерджайзер" или постоянным элементом питания популярности". Зато после следующих президентских выборов "политическая система страны встретится с новым лидером, который будет популярней, чем вся эта система вместе взятая", считает глава ФЭП. При этом "сила и авторитет Путина и после ухода с президентского поста будут достаточны, чтобы серьезно оппонировать некоторым действиям власти".

Реальный претендент на президентское кресло, по мнению Павловского, определится уже в ходе парламентских выборов. Свое предложение российскому обществу должны сделать и единороссы: "Если "Единая Россия" не сможет предложить свою кандидатуру в президенты, то она сойдет еще на парламентских выборах", - отметил глава ФЭП.

Выбор читателей