Нашим пилотам скоро будет не на чем летать

Существует реальная угроза обвального сокращения авиаперевозок: из эксплуатации вот-вот начнут выводить воздушные суда, которые выработали свой ресурс. А таких авиалайнеров в России - до 70%




Выступая на заседании комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сделал заявление, которое лишь отчасти можно считать сенсационным. Он сообщил, что в настоящее время существует реальная угроза обвального сокращения авиаперевозок, поскольку из эксплуатации вот-вот начнут выводиться воздушные суда, выработавшие свой ресурс. А таких лайнеров, по словам замминистра, около 70%.

Собственно, о том, что гражданские самолеты у нас изношены, писали неоднократно. Но признание заместителя министра транспорта тоже чего-то стоит. "Авиакомпании эксплуатируют машины разработки 1960-1970-х гг., которые не только не соответствуют современным требованиям, в том числе по топливной эффективности, но и скоро выработают свой технический ресурс", - сказал г-н Аристов. По его словам, замена устаревших самолетов новыми происходит из рук вон плохо.

По данным высокопоставленного чиновника правительства, за истекшие 15 лет в российские авиакомпании поступило только 36 отечественных самолетов I-III классов. Именно по этой причине компании эксплуатируют зарубежные машины со вторичного рынка.

Впрочем, не только из-за этого. Тот же новый Ту-154 стоит одну сумму, а купленный где-нибудь в Китае – совершенно другую. Китай благоразумно избавляется от морально устаревших самолетов, которых уже не пускают в Европу из-за грохочущих двигателей, а для России – сойдет...

Но и импортные машины – далеко не панацея: иностранные самолеты мало адаптированы к нашим условиям. Так, например, при сертификации одной из моделей "Боинга" ресурс по посадкам из-за наших "великолепных" взлетно-посадочных полос был уменьшен почти в 10 раз .

О полосах говорил и заместитель министра. По его словам, износ взлетно-посадочных полос сейчас составляет до 80%. И денег на ремонт выделяется крайне мало: Аристов сообщил, что за период с 2002 по 2006 гг. на ремонт взлетно-посадочных полос поступило 20,9 млрд руб., в то время как ежегодно требуется от 25 до 30 миллиардов в течение пяти-семи лет.

Пока гром не грянет, мужик у нас креститься не будет. Только катастрофы минувшего лета, которые унесли в общей сложности до 300 человеческих жизней заставили Минтранс РФ подготовить и направить в правительство предложения по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации.

В качестве первоочередных мер предлагается создать систему послепродажного обслуживания авиационной техники и снять таможенные пошлины и НДС на временный ввоз в страну иностранных воздушных судов. Минтранс порекомендовал также разработать и внедрить порядок компенсации российским перевозчикам роста цен на авиационное топливо и ГСМ при эксплуатации судов отечественного производства на внутренних воздушных линиях.

Предложено рекомендовать укрупнение авиакомпаний. И – очевидная вещь - создать центр подготовки и переподготовки летного состава на современные российские и иностранные самолеты.

Вот только на чем будут сегодня-завтра летать пилоты?

Выбор читателей