Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": С отделением Черногории Югославия прекратила существование. Белград и Подгорица хотят вступить в НАТО и Евросоюз. Как Вы оцениваете все происходящее?
Борислав Милошевич: Союзная Республика Югославия была отменена еще в 2002-2003 гг., когда была принята так называемая Конституционная Хартия и вместо Югославии образовано Государственное сообщество Сербии и Черногории. Это было государством-калекой, которое вряд ли могло выжить. Оно появилось с легкой руки Европейского Союза. Хавьер Солана участвовал в принятии всех этих решений. Так что в горькую шутку у нас новое государственное образование называли Соланией. В самом документе об образовании "сообщества" (март 2003 г.) была заложена формула о том, что через три года будет проведен референдум о независимости Черногории. Так что референдум был вполне легитимным. И он проведен. Те, кто желали независимости, получили ее. Сейчас идет процесс формализации некоторых прав, потому что правовым наследником Югославии является Сербия. Черногория, конечно, получит все, что ей принадлежит, но должна пройти определенные процедуры: членом ООН стала, должна приобрести членство в МВФ, Всемирном банке. Армию они отменили. До конца этого года Черногория станет членом "Партнерства для мира", а это, как Вы знаете, "предбанник" НАТО.
Не только Черногория, но и Сербия изъявила желание вступить в Европейский Союз и НАТО. Именно из-за этого вступления все это и делалось. В этих государствах мало национальных, национально-патриотических планов развития. Все желают видеть себя лишь в европейских и атлантических структурах. Запад торопился принять в свое лоно бывших членов Варшавского Договора и СЭВ, чтобы воспрепятствовать возможному укреплению российских позиций в этих странах.
"Y": Если вопрос дальнейшей дезинтеграции Балкан не теряет актуальности, кто на очереди?
Б.М.: В первую очередь, Косово и Метохия (Космет). Это конституционное название южного сербского края. "Метох" или "метоха" - греческое слово, означающее церковные, монастырские земли, так что в самом названии большой части края заложена ее принадлежность православной церкви. Албанцы это слово не употребляют (область Метохии называют "Дукаджин") и говорят только "Косова", албанизируя сербский топоним ("кос" на сербском – "дрозд", "Косово поле" - "Поле дроздов"). Это неотъемлемая составная часть Сербии. Сербия имеет историческое право собственности на эту землю, если можно так выразиться. Хотя этнические права в результате развития сейчас за албанцами, большинство которых проживает в Космете. Также есть Санджак (это значит область, административное название со времен турецкой оккупации) – область на юге Сербии, населенная преимущественно мусульманами, где происходят вылазки исламистов. На севере Сербии – многонациональный автономный край Воеводина, где проживает в том числе и венгерское меньшинство. Там в данный момент проблем нет, но они могут быть сфабрикованы. Есть же экстремистские группировки воеводьянских мадьяр–венгров, которые даже при этой сверхбольшой автономии, как и в Косово, требуют еще большей. Но ситуация там не кризисная. Она нормальна.
Возможности дезинтеграции на этом пространстве касаются и Боснии и Герцеговины. Дейтонские соглашения обеспечили сербам государственность Республики Сербской. Но эту государственность отнимают шаг за шагом. На Западе стремятся к созданию унитарного боснийского государства, хотят ликвидировать государственность сербскую. Но если державы хотят продолжить передел Балкан, то Республика Сербска может объединиться с Сербией. Почему бы нет?
"Y": Очевидно, что Косово идет к независимости. Это процесс генерируется на Западе. В конце концов от сербов добьются уступок?
Б.М.: На Западе считают, что Космет должен приобрести независимость до конца этого года. Западные газеты пишут, что такова и позиция России в Контактной Группе. Но было и заявление из МИД о том, что позиция России – не торопиться. Если Сербия потеряет Косово, и Запад применит там свои специально сфабрикованные для данной ситуации "принципы", обосновывая независимость края какими-то своими "аргументами" и "правилами", я уверен, что это станет негативным прецедентом огромных размеров. Если это произойдет, эта "модель" может быть применена в Республике Сербской, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, в стране Басков, Северной Ирландии и на многих других территориях. Я уже не говорю о "третьем мире" - странах Азии, Африки и Латинской Америки, где аналогичных тлеющих очагов много. Косовский прецедент может иметь такие последствия, которые сегодня даже нельзя предположить. А если Космет будет отторгнут от Сербии силовым путем, с помощью иностранной державы, – это будет оккупацией, и сербский народ никогда с этим не согласится. Космет бывал оккупированным, но возвращался в Сербию.
"Y": Если события будут развиваться по худшему сценарию, как быть с сербами, которые сейчас проживают в Косово фактически в резервациях под охраной миротворцев?
Б.М.: Считаю, что соглашаться с этим нельзя. Сербия, имеющая право на эту землю, просто обязана требовать строгого исполнения резолюции №1244 Совета безопасности ООН. Эта резолюция предусматривает возвращение частей Югославской армии в Космет для защиты границ и православных храмов и других памятников православной культуры, которые взрывают, сжигают, грабят. Но с момента ее принятия в ООН, эта резолюция грубо нарушалась. Международное сообщество должно обеспечить возвращение в край сербов и других неалбанцев, а также обеспечить исполнение стандартов их безопасности, свободного проживания и передвижения, гарантирования неприкосновенности их жизни, собственности.
Албанский национальный фактор – самый стремящийся к объединению на Балканах. Они добиваются создания "Великой Албании", упорно не видя иной альтернативы. Албанцы хотят создать мононациональное и моноконфессиональное государство. Но даже при турках балканские города не были мононациональными. Сегодня поддержка великими державами самоопределения одного этнического сообщества ведет к отмене суверенитета Сербии над этим краем. Право национального меньшинства превращается в территориальное приобретение.
"Y": Неужели в Европе не понимают последствий заигрывания с албанцами?
Б.М.: Западные державы, в первую очередь США, создают второе (помимо Албании) албанское мусульманское государство на Балканах, используя экспансию албанского национализма и албанско-исламский фактор, как инструмент передела Балкан. Более того, державы используют терроризм как средство для достижения геополитических целей. Косово и Метохия - пример тому. Европа не монолит, некоторые все видят и понимают, другие не видят или не хотят видеть из-за своих узких интересов. Дело в том, что этим создается для Европы какая-то территория, не вписывающаяся в европейское пространство, которая все время будет чирьем на ее теле, будет ослаблять ее. Нельзя исключать распада Европейского Союза в будущие, скажем, 10 лет. Не только из-за Космета.
"Y": Заигрывание с албанцами - одновременно рычаг влияния на Европу?
Б.М.: Да. Чтобы держать ее на коротком поводке. Именно в Албании, всего в двух часах лету от Парижа и Москвы, располагается центр дистрибуции героина в Европе. Аэропорт в Слатине контролируют англичане после ухода российского батальона оттуда. Я не исключаю, что через него пролегает один из маршрутов переброски наркотиков из Афганистана и Средней Азии. Информация, подчеркну, на этот счет поступает. Если организованная преступность в Косово и Метохии не может контролироваться под надзором ООН и НАТО, то что будет, когда южный сербский край приобретет независимость?!
"Y": Албанские политические силы и лидеры заявляют и о некоторых правах на районы на севере Греции…
Б.М.: Ничего удивительного. Они хотят создать "Великую Албанию", это их национальная программа. И коммунист Энвер Ходжа писал и говорил о "расчлененном национальном корпусе албанского народа" и о необходимости объединения. А на самом деле албанский народ имеет свое национальное государство – Албанию. А части этого народа живут, как национальные меньшинства, в соседних странах – Греции, Македонии, Сербии, Черногории, даже в Италии есть, в провинции Пуля с албанской диаспорой. В мире много нацменьшинств, лидеры которых хотели бы свое государство. Именно албанцы в Сербии являются нацменьшинством. Но все, в том числе и русские журналисты, говорят, что в Косово и Метохии проживает сербское национальное меньшинство. Нет, в своей стране сербы народ, а не меньшинство. По этой логике можно вещи довести до абсурда и говорить о русском "меньшинстве" в московском микрорайоне Марьино, где азербайджанская диаспора значительна. Это разве азербайджанская территория?!
"Y": Сербов обвиняли в геноциде албанцев. По крайней мере, это стало оправданием для ударов по Югославии. Но сейчас осуществляется этноцид в отношении самих сербов, что происходит безнаказанно.
Б.М.: Вы правы. Особенно события в Сребренице в 1995 г. были определены Западом как геноцид в отношении мусульманского народа, в чем обвинили сербов. Я не скажу, что преступлений не было. Когда идет гражданская война, невинных нет, виновны все стороны. Но были десятки полностью вырезанных сербских деревень, погибло очень много сербского населения, в том числе стариков, женщин и детей. Там же Голландский батальон, дислоцированный в районе Сребреницы, не справился со своими обязательствами. Я много раз говорил, что в жизненных интересах именно сербского народа до конца выяснить все то, что происходило в Сребренице в отношении и мусульман, и сербов. А то, что делалось и делается сейчас, является этноцидом в отношении сербов. Сербское этническое пространство укоротилось примерно на одну треть за годы югославского кризиса. Речь идет о сербах в Хорватии, Боснии, о Косово и Метохии.
"Y": Белград каждый раз обещает выдать Гаагскому трибуналу генерала Младича. Выдаст?
Б.М.: Обещает и президент Сербии, и премьер-министр это Шираку обещал. Все говорят, что выдадут. Но его до сих пор не нашли. Найдут ли, не знаю. Но видно, что его скрывают не власти, а соратники, друзья.
"Y": Передачу Слободана Милошевича официальным Белградом в руки совершенно одиозной структуры - Международного трибунала в Гааге - можно считать предательством?
Б.М.: Это чистое предательство. Его продали. Трибунал и по сей день является сильнейшим инструментом давления, шантажа и разделения политических сил и народа Сербии. Его постоянные требования выдачи наших граждан дестабилизировали и дестабилизируют страну. Это не трибунал, а рычаг воздействия, организация, полностью подчиненная интересам, в первую очередь, США и НАТО. Подавляющее большинство нашего народа таким видит трибунал, не считая его судом. Но не все полностью осознают, что произошло большое предательство. Есть люди, которые хотят "покаяться", есть даже и такие, которые говорят, что народ должен пережить катарсис. Таких, конечно, мало. Все это стало результатом воздействия пропаганды.
"Y": В Москве многие считают, что развал России отрабатывался на Балканах. Кто даст гарантию, что те же принципы, внешние факторы воздействия, с помощью которых "обрабатывали" Югославию, не будут применены и в отношении нашей страны?
Б.М.: Об этом говорилось еще в начале 90-х. Очевидно то, что в Югославии сценарий был одинаков с "цветными" "революциями" на постсоветском пространстве. октябрьский (2000 г.) переворот, свержение Слободана Милошевича устроила организованная толпа на большие деньги, которые Западом были предоставлены сербской оппозиции. У нас были молодчики из организации "Отпор", которые орали на улицах. На Украине это была "Пора", были они в Грузии. Белградские "повстанцы" их инструктировали, были подобные попытки и в Белоруссии, но там власти энергично их пресекли. Приемы те же, они универсальны. Разные международные неправительственные организации "прославились" в свержении негодных для Запада режимов. Что же касается России, они, конечно, стремятся подорвать ее. Кто не замечает усилий по ее развалу или, как минимум, ослаблению, делает это сознательно. И все-таки, думается, что, несмотря на все высокомерные и эпатажные заявления, на Западе, конечно, есть здравомыслящие люди, настроенные на экономическое и политическое сотрудничество. И не только люди, а и интересы, большие интересы стран Запада в нормальных, хороших отношениях с Россией.
"Y": Спасибо за беседу.
Брюссель знает, чего хочет