"Враг народа" пленил мир эротической оперой

В день векового юбилея известного композитора Дмитрия Шостаковича о нем говорят многие: жена вспоминает счастливый брак, но не хочет писать мемуары, а хранитель архива объясняет причины гонений партии




Отечественное искусство прошлого века, отразив смену эпох, исторические и политические перипетии, со временем обрело неповторимый облик, который складывается из множества имен и произведений – неравноценных по мастерству и значимости, но создающих цельную картину смутного и порою страшного времени. Иные авторитеты можно оспаривать, но имя сегодняшнего юбиляра знакомо даже тем, кто не слишком-то разбирается в классической музыке. 25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения известного композитора Дмитрия Шостаковича.

Судьбу этого человека, как вспоминает его супруга Ирина Антоновна в интервью газете "Комсомольская правда", нельзя назвать легкой – как, впрочем, и у многих его современников. Вынужденное вступление в партию, которое сам композитор воспринимал как насилие над личностью, допросы в связи с арестами знакомых, беседы со следователями, официальный запрет на исполнение его музыки, критика со стороны коллег, навесивших на него ярлык "врага народа" и композитора "низкого профессионального уровня", изнурительные недуги и смертельная болезнь – все это выпало на долю великого человека, сумевшего пронести свой дар через все препоны.

Дмитрий Дмитриевич был намного старше своей третьей жены – практически вдвое, но ни он, ни она не рассматривали это как помеху семейному счастью. "Мою жену зовут Ирина Антоновна… она очень хорошая, умная, веселая, простая, симпатичная… Я совершенно счастлив", - писал композитор о своей молодой избраннице. Она не собирается выносить на суд публики подробности их брака: "Кому какое дело, как мы жили. Как сумели, так прожили". Рассказывает только отдельные детали. Например, о том, что Шостакович был невероятно азартен, сам говорил, что выиграл в преферанс деньги на покупку кооперативной квартиры. Или как он сбежал от своей второй жены, которая устраивала в квартире вечные посиделки с гостями и мешала работать.

Музыка Шостаковича долгое время разделяла судьбу опального искусства советской России, хотя зарубежная пресса выделяла его из ряда современных композиторов. Американские критики называли его "главным создателем эротической музыки в истории оперы", имея в виду явную мелодическую чувственность некоторых произведений, например, "Леди Макбет". Но такая оценка, которая с точки зрения эстетики носит сугубо положительный характер, могла вызвать у партийцев только бешенство.

Хранитель архива Шостаковича Манашир Якубов сказал в интервью "Московскому комсомольцу", что со временем справедливость восстановилась: сейчас музыку Дмитрия Дмитриевича слушают во всем мире, причем по количеству исполнений он занимает пятое место, опередив даже Чайковского с Рахманиновым и уступив лишь таким корифеям, как Моцарт, которому, кстати, посвящен весь текущий год, Бетховен, Брамс и Малер. Произведения Дмитрия Дмитриевича, как говорит Якубов, отличаются "аполитичностью", ставшей причиной гонений со стороны советской власти.

Ученик и друг Дмитрия Дмитриевича - композитор Оскар Фельцман - отмечает присущую Шостаковичу демократичность и простоту. Во время учебы в Ленинграде, вспоминает Фельцман, Шостакович вынужден был подрабатывать и в качестве временного поприща избрал стезю тапера: играл в кинотеатрах, аккомпанируя сеансам и нимало не смущаясь столь специфической для будущего композитора работы. "Я Вас очень люблю", - как к живому обращается музыкант к своему великому учителю в день его векового юбилея.

Выбор читателей