Над российской экономикой промелькнула тень кризиса

Все больше экспертов испытывают опасения относительно того, сколь прочным является сегодняшнее российское благополучие и не падет ли оно в одночасье в случае существенных перемен в мировой конъюнктуре




Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, прогнозируемая политическая ситуация и значительные природные богатства - все это в последние годы активно способствует приросту ВВП России, равно как и повышению благосостояния ее граждан. На сегодняшний день это настолько очевидно, что данный факт приходится признавать даже наиболее непримиримым представителям левых партий и движений. Отсюда, чисто внешне, Россия выглядит вполне благополучной, активно развивающейся страной с отдельными еще неизжитыми недостатками, но в целом достаточно перспективной. По крайней мере, именно такой ее старательно пытаются представить нам с телеэкранов и страниц "окологосударственных" печатных изданий высокие российские чиновники и приближенные к властным кругам экономисты. Но так ли все радужно на самом деле?

Несмотря на явное внешнее экономическое благополучие, тревожные звонки для российской экономики начинают звучать все чаще и чаще . Все большее число экспертов начинает испытывать опасения относительно того, сколь прочным является сегодняшнее благополучие и не падет ли оно в одночасье в случае каких-либо серьезных перемен в мировой конъюнктуре или по другим причинам.

Ни для кого не секрет, что основой основ сегодняшней экономической ситуации является благоприятная конъюнктура рынка углеводородов, в связи с чем нефтегазовому комплексу отведена решающая роль в российской экономике, а Россия позиционируется сегодня не иначе как нефтегазовая сверхдержава.

Вместе с тем некоторые аналитики, наблюдающие за развитием ситуации на мировых рынках, начинают высказывать вполне серьезные опасения о дальнейшей судьбе этой самой сверхдержавы . Так, например, продолжающееся снижение цен на нефть (в понедельник котировки нефти brent опустились ниже важной психологической отметки $60 за баррель) повлекло за собой не менее заметное падение рынка российских акций. Понятно, что российские фондовые площадки пока еще не являются столь мощными рынками капитала, как западные и восточные биржи, и умеренное падение котировок большинства "голубых фишек" не несут каких-либо тяжелых экономических последствий.

Однако при всем при этом фондовый рынок всегда был и остается одним из наиболее чувствительных барометров общих экономических настроений в стране. Ситуация, когда рынок начал серьезно сдавать позиции под воздействием одного лишь только "нефтяного фактора" и ничего более, говорит о многом. А именно о том, что в сознании инвесторов, а возможно и не только их, российское экономическое благополучие базируется на одной и весьма хрупкой (в последние дни) основе – высоких мировых ценах на нефть. На первый взгляд, в данном утверждении нет ничего нового, однако нельзя забывать о великой разнице между тем, когда все прекрасно знают о наличии опасности, но никто и никогда не видел ее воочию и испытывал на себе, и тем, когда эта опасность в первый раз реально дала о себе знать. Так или иначе, но именно изменения ситуации на нефтяном рынке могут стать детонатором серьезных проблем для крайне хрупкой и структурно перекошенной российской экономики.

Довольно подробно и обстоятельно о проблемах и многочисленных ловушках на пути развития российской экономики, а также о возможных путях их решения и обхода, говорили на днях участники конференции деловых кругов "Экономический прорыв России", организованной партией "Свободная Россия".

Так, например, некоторым экспертам весьма сомнительной кажется подзабытая, но не снятая с повестки дня задача удвоения ВВП. Действительно, этот важнейший показатель в последние годы успешно растет, хотя и не так быстро, как ему приказали. Но за счет чего обеспечивается данный рост? Львиную долю, как нетрудно догадаться, составляют доходы от нефтяного экспорта. А поскольку другой альтернативы, дающей такой же ощутимый эффект увеличения в России, просто не существует, пресловутая гонка за удвоением ВВП оборачивается увеличением зависимости страны от "черного золота". Так может быть вместо погони за количественными показателями обратить более пристальное внимание на качественное наполнение ВВП? Но ведь тогда экономический рост Российской Федерации окажется не столь впечатляющим.

При этом вот что показательно: все представители власти, имеющие хоть какое-то отношение к экономике, без устали твердят о необходимости снижения влияния сырьевого фактора на российскую экономику. Но в правительственной программе экономического развития страны до 2009 г. заложен рост нефтедобычи и возможная динамика мировых цены не на промышленные товары или высокие технологии, а на те же сырьевые ресурсы. По мнению первого заместителя директора Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук (ИМЭПИ РАН) Дмитрия Сорокина, это свидетельствует о том, что "мы четко и ясно прогнозируем, по крайней мере до 2009 г., сохранение нефтезависимой экономической политики". Между тем Россия вовсе не так богата природными ресурсами, как принято считать. Здесь важен не только общий объем запасов, но и численность всего населения страны. И если в Норвегии уже сейчас на душу населения приходится 33 т нефти, то в России даже с запланированным увеличением добычи к 2009 г., согласно официальному прогнозу, этот показатель будет составлять всего около 3,5 тонн.

К слову о населении, тот факт, что его дифференциация по уровню доходов продолжает увеличиваться, ни для кого не является секретом. Но об этом как-то не принято громко распространятся. Зато буквально аксимой последних лет стало утверждение о росте доходов российских граждан. И ведь действительно растут. Но вместе с ними растут и цены, и зачастую гораздо быстрее. Так что подавляющее большинство россиян по-прежнему пребывают если не за чертой бедности, то очень недалеко от нее. А согласно законам экономики, сформулированным еще Адамом Смитом, государство, в котором большинство населения бедное, не может быть процветающим.

Беда в том, что российская власть страшно некомпетентна и слаба, полагает президент промышленной группы МАИР Виктор Макушин. По образному и, надо признаться, довольно меткому выражению эксперта, она похожа на муравья из старого анекдота: женился тот на слонихе, ползает по ней и говорит: "Неужели это все мое". И не знает наше правительство, с какой стороны к слонихе-России подступиться, да и что, собственно, с ней делать. "Мы импортировали систему управления из Советского Союза", вторит коллеге председатель "Деловой России" Борис Титов. Эта система и в последние годы существования СССР уже была неэффективна, что уж говорить о ее работоспособности в условиях рыночной экономики.

А между тем требуется-то от государства совсем немногое. Чтобы избавиться от сырьевой зависимости, необходимо создавать условия для развития промышленности, малого и среднего бизнеса, который является основой рынка во всех развитых и даже быстро развивающихся странах. Российскую же экономику тянут крупные компании – 500 фирм производят 80% ВВП страны, напоминает Борис Титов. А малый бизнес находится в загоне, страдает от непомерных налогов и отсутствия средств на развитие.

Найти эти средства можно было бы за рубежом, причем не только в виде инвестиций. По словам начальника отдела финансовых институтов "Инвестсбербанка" Игоря Суздальцева, на самом деле, Россия кредитует весь мир. Так, например, Банк России положил на счета в зарубежных коммерческих банках $105 миллиардов. Понятно, что эти деньги не улеглись там мертвым грузом, а начали работать на чужую экономику. Всего же, по состоянию на август 2006 г., за границей размещено порядка $257 миллиардов. Большую часть этих денег необходимо вернуть в Россию и потратить, в частности, на покупку акций отечественных компаний второго эшелона, которые на сегодняшний день явно недооценены, считает эксперт. Отдавая деньги иностранцам, мы поддерживаем конкурентов, предупреждает он. На вопрос корреспондента "Yтра" о том, не отразится ли возврат столь внушительной суммы в экономику РФ на увеличении инфляции, Игорь Суздальцев ответил отрицательно. Наоборот, инвестиции и дешевые кредиты позволят российским предпринимателям снизить издержки и, соответственно, цены на свою продукцию, пояснил он.

Прислушаются ли власти к этим советам - вопрос, что называется, риторический. И тем не менее все участники конференции единодушно отмечали пользу подобных встреч. "Нужно бороться, даже имея малые шансы на победу", - резюмировал Виктор Макушин. В целом мероприятие, надо заметить, получилось довольно оживленным, выступления большинства спикеров, многие из которых в той или иной форме критиковали российские власти, вызывали мгновенный живой отклик в аудитории и становились предметом дискуссии. Правда, не все из заявленных в программе ораторов заняли свое место в президиуме. Как поведал корреспонденту "Yтра" после конференции председатель Центрального исполнительного комитета "Свободной России" Константин Бабкин, некоторые предполагаемые докладчики, послушав довольно резкие высказывания своих коллег, побоялись "засветиться" в рамках данной конференции и отказались выступать.

Выбор читателей