Украинская политреформа "вредна и опасна"

Украинский премьер Виктор Янукович в последние недели активно демонстрирует, кто в стране хозяин. И делает это на совершенно законных основаниях. Его оппоненты в ответ снова намекают на пагубность политреформы




Украинский премьер Виктор Янукович в последние недели активно демонстрирует, кто в стране хозяин. И делает это на совершенно законных основаниях: такое право ему предоставлено политреформой, вступившей в силу с 1 января этого года и урезающей полномочия президента в пользу парламента и правительства, получивших значительные возможности для самостоятельной игры. В ответ активизировались сторонники президента Виктора Ющенко: в частности, представитель президента в Кабинете министров Украины Владимир Лановой вчера назвал политреформу "непродуманным шагом" и "данью старой власти", открывшим олигархам более простой путь к власти, чем при Кучме. Все это, по его словам, в будущем осложнит экономическое развитие страны.

Напомнив о многочисленных конфликтах из-за разделения полномочий между правительством, президентом и парламентом, порожденных конституционными изменениями, Лановой призвал Виктора Ющенко выступить с программой контрмер. Если президент не прекратит "дерибан", люди могут подняться и на неконституционные действия, считает Лановой. "Это вопрос национальной безопасности, это вопрос стабильности внутренней власти, это вопрос управляемости вообще всех процессов в государстве, поскольку вы понимаете, что такое противостояние между правительством и президентом или президентом и парламентом. На местах бюрократы в разных системах не знают, что им делать, кого им слушать", - отметил представитель президента.

Как известно, на прошлой неделе секретариат Кабмина вернул в секретариат президента семь указов Ющенко, выданных в августе-сентябре в 2006 г., без подписи Януковича. Глава государства долго возмущался "бюрократическими отношениями" фигурантов этого скандала, а "Наша Украина" в этой связи даже пригрозила служебным расследованием и жестоким наказанием виновных. Кстати, учитывая новые реалии, президентские указы вообще можно не исполнять, поскольку органы исполнительной власти теперь подчиняются Кабмину, а не президенту. Подобное отношение к президенту со стороны правительства делает бессмысленным пребывание там его представителей, но в случае их ухода из правительства Ющенко лишится рычагов влияния на его позицию по юридическим, бюджетным и внешнеполитическим вопросам.

Еще раньше полное неуважение к Ющенко Янукович продемонстрировал в Брюсселе, где заявил о том, что Украина "пока не готова" присоединиться в НАТО, поскольку большинство населения против. Верховная рада специальным постановлением поддержала позицию премьера, а глава секретариата президента, "оранжевый ястреб" Виктор Балога назвал эти действия провокацией. В ближайшее время Ющенко инициирует заседание СНБО, на которое вынесет вопрос о порядке реализации своих конституционных полномочий относительно осуществления руководства в сфере внешней и оборонной политики, отметил Балога.

Кроме того, в конце августа правительство запретило президенту давать поручения Кабинету министров – впрочем, Ющенко, со своей стороны, может замораживать решения правительства (одновременно с обращением в суд). Ну и, наконец, уместно вспомнить, что правительственная программа на 2006 - 2011 гг. вообще включает такие положения, как признание русского языка вторым государственным, что противоречит положениям подписанного ранее "Универсала национального единства", а также корректирует внешнеполитический курс страны в части "активизации работы по формированию и укреплению Единого экономического пространства как кардинально важного направления для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Украины". Все это свидетельствует о том, что команда Януковича осознанно идет на конфликт с Виктором Ющенко, пытаясь выпихнуть его из реальной политики.

Тот же Лановой считает, что президент еще ответит "на эти завуалированные насмешки". Практически единственным способом вернуть власть для президента остается отмена политреформы с помощью Конституционного суда. Попытки пересмотра политреформы уже неоднократно предпринимались. В этом контексте следует рассматривать и обращение 47 депутатов ВР в Конституционный суд с представлением относительно неконституционности Закона Украины "О внесении изменений в раздел IV завершающие и переходные положения Закона Украины "О Конституционном суде Украины". Речь идет о законопроекте, принятом Верховной радой 4 августа перед голосованием по кандидатуре премьер-министра и запрещающим КС пересматривать вопросы, связанные с политреформой. По мнению некоторых экспертов, подобные ограничения полномочий и компетенции КС действительно могут быть признаны незаконными. Депутат-нашеукраинец Михаил Поживанов, комментируя этот вопрос, вчера заявил о том, что, мол, судьям КС, не дожидаясь инициативы народных избранников, следовало бы самим выступить с таким представлением, а президенту – инициировать общеукраинский референдум по этому вопросу.

Тем не менее тот же КС – правда, еще год назад - признал проект закона "О внесении изменений в конституцию Украины" (то есть о политреформе) отвечающим главному закону страны. А Ющенко - несмотря на неоднократные заявления о намерении провести ревизию политреформы - 4 августа этого года подписал-таки закон о запрещении ее отмены. Что, впрочем, не отнимает права депутатов оспаривать ее правомерность.

Главными лоббистами политреформы остаются Партия регионов, желающая вообще ликвидировать со временем институт президентства (эту идею, кстати, поддерживают и коммунисты). Представитель Партии регионов Евгений Кушнарев считает, что любые попытки отменить политреформу приведут к обострению ситуации вплоть до импичмента действующего президента. Его коллега по фракции Тарас Чорновил также убежден: сворачивание политреформы волюнтаристским путем будет означать конституционный переворот. А вот лидер БЮТ Юлия Тимошенко, руководствующаяся, прежде всего, собственными президентскими амбициями, активно выступает за пересмотр политреформы.

В то же время, отмена политреформы нанесет удар, прежде всего, по самому Ющенко. Напомним: изменения в Конституцию были приняты Радой в период президентских выборов 8 декабря 2004 г. в результате компромисса между сторонниками кандидатов в президенты - Ющенко и Януковича. Рада признала неконституционный "третий тур" президентских выборов (что вообще являлось грубейшим нарушением украинского законодательства) в обмен на обещание Ющенко провести политреформу. Нынешний премьер может запросто шантажировать президента этой историей, поскольку проведение политреформы - единственное условие легитимности Ющенко. Иначе получается, что третьего тура как бы и не было, а президентом страны все это время является не кто иной, как Янукович. Не факт, что увенчается успехом и попытка сворачивания политреформы через референдум: парламент может решение о референдуме заблокировать или, если он все же состоится, не имплементировать его результаты. Кроме того, отменив политреформу, Ющенко предстанет перед мировой общественностью неким подобием Батьки Лукашенко, судорожно цепляющимся за власть, - что не лучшим образом отразится на имидже Украины в мире.

Выбор читателей