Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Однако в июле случилась первая незадача: прохудился старый нефтепровод "Дружба", снабжающий Мажейкяйский НПЗ сырьем. Предприятие осталось на какое-то время без нефти, затем поставки возобновились, но по морю, что привело к их удорожанию. А в октябре произошла настоящая беда: вожделенный Мажейкяйский завод сгорел. Не весь, конечно, а только линия глубокой переработки мазута. Но и этого было достаточно, чтобы производство на НПЗ упало более чем вдвое: с 27,4 до 12 тыс. т нефтепродуктов в сутки. Причем производство дизельного топлива практически прекратилось, что не могло не отразиться на региональном топливном рынке. А ведь как на зло, именно сейчас ведутся ремонтные и профилактические работы на белорусском, чешских и польских НПЗ, и, следовательно, они сократили выпуск продукции...
В отличие от детских игр, где разбившаяся игрушка ввергает всех в шок, в играх взрослых несчастные случаи, вроде протекшего нефтепровода или сгоревшего завода, редко случаются сами по себе. Обычно их кто-то провоцирует – тот, кому они выгодны. Однако в данном случае виновник не очевиден: если разобраться, то очень многие были заинтересованы в том, чтобы Мажейкяйский НПЗ постигли эти напасти. Первое подозрение падает на российские и казахстанские энергетические компании, которые тоже претендовали на приобретение Mazeikiu Nafta, но были отвергнуты. Логика проста: если заводу перекрыть кислород (то есть нефть), то ему придется туго, и поляки могут отказаться от пока еще не осуществленной сделки. Тогда возможен новый тендер и новые победители, которые наверняка быстро починят прохудившийся нефтепровод.
Все к этому и шло: после аварии на нефтепроводе PKN Orlen впервые заговорила о возможности отсрочки реализации соглашения о покупке MN. А после пожара на НПЗ поляки приняли решение отложить оформление сделки – по крайней мере, на I квартал будущего года – комментируя это как "вынужденную отсрочку", необходимую, чтобы оценить "влияние пожара на операционную деятельность Mazeikiu nafta и прибыльность компании". Окончательная оценка, как известно, будет дана литовской правительственной комиссией в начале декабря. Но уже сейчас приблизительно подсчитано, что одни только убытки от пожара составили около $48 млн, а на восстановление сгоревшего оборудования уйдет от шести до восьми месяцев. Чистая прибыль Mazeikiu Nafta в этом году сократится на 20% по сравнению с прежними прогнозами и более чем в три раза по сравнению с 2005 годом. Таким образом, очевидно, что сделка с PKN Orlen на грани срыва.
Однако обвинять во всех напастях Мажейкяя российские компании было бы слишком просто (это, кстати, уже не преминули сделать литовские русофобы). В то же время нетрудно догадаться, что нынешняя ситуация на НПЗ выгодна полякам ничуть не меньше, чем их конкурентам. Ведь они теперь могут потребовать от литовской стороны дисконта: как-никак, приобретаемое ими предприятие лишилось снабжающей его трубы и одной из нефтеперерабатывающих линий, а его прибыльность резко сократилась. Так что, может, это все поляки подстроили?
К тому же Литва, со своей стороны, вполне может согласиться на требования PKN Orlen снизить цену. Ведь Вильнюс, по всей видимости, давно принял политическое решение – продать MN полякам, чтобы он не достался российским концернам. При этом совершенно не важно, что у польской компании нет нефти для снабжения НПЗ, а российские поставщики сырья могут обидеться на такой исход дела (и, как мы видим, уже обиделись). Тем не менее теперь Литва будет делать все, чтобы сделка с PKN Orlen все-таки состоялась, чем раньше – тем лучше. И, как говорится, за ценой не постоит.
Таким образом, получается, что беды, обрушившиеся на Mazeikiu Nafta, устраивают практически всех: потенциальным покупателям они просто выгодны, а одному из продавцов – безразличны. Теоретически они не должны особо волновать и другого продавца – Yukos International. Ведь средства, полученные от продажи его доли НПЗ – много их будет или мало – все равно уйдут на уплату юкосовских долгов. Ан нет: похоже, именно эта компания готова отстаивать интересы Мажейкяйского нефтекомплекса. Недавно, например, представители "ЮКОСа", входящие в правление MN, решили выразить недоверие генеральному директору MN Полу Нельсону Инглишу. Тот якобы ведет дело к соглашению с поляками на условиях снижения цены. То есть о судьбе Мажейкяя не радеет и его собственное руководство! Так какое же дело до его цены "ЮКОСу"? Казалось бы – продать и забыть. Но не все так просто. Дело в том, что основным кредитором "ЮКОСа", признанным судом Нидерландов (страны, где зарегистрирована его "дочка"), выступает MENATEP Group (концерн должен ей $800 миллионов). А она по совместительству является также основным акционером "ЮКОСа". То есть эта компания, по сути, заплатит долги "ЮКОСа" сама себе, "обналичив" MN через поляков. Поэтому, конечно, ей бы очень не хотелось, чтобы сумма сделки была уменьшена.
Кстати, другим признанным в Голландии кредитором "ЮКОСа" является "Роснефть", выкупившая долги концерна у группы банков (на сумму в $450 миллионов). Эксперты полагают, что российская компания еще скажет свое веское слово в состязании за Mazeikiu nafta. Не отказался от борьбы и казахстанский "Казмунайгаз". В общем, борьба продолжается – несмотря на то что предмет этой борьбы уже изрядно потрепан. И кто одержит верх, сказать трудно. Пока ясно только одно: дела самого Mazeikiu nafta идут все хуже и хуже, возникла даже реальная угроза сохранности его объектов. Кроме того, на фоне этих событий начинает лихорадить прибалтийский топливный рынок. И если так пойдет дальше, то впору будет Брюсселю вмешаться в это дело, защищая энергетическую безопасность Европы.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду