Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Серьезные дебаты вызвала и другая единороссовская поправка, запрещающая контрагитацию в политической теле- и радиорекламе (в результате утвердили и ее). Отныне участники выборов не смогут призывать избирателей голосовать против конкурентов, распространять информацию, в которой явно преобладают сведения о каких-либо кандидатах или партийном списке в сочетании с негативными комментариями, а также "информацию, способствующую созданию отрицательного отношения к кандидату или списку".
Однако главная новация второго чтения – отмена 20%-ного порога явки избирателей, необходимого для признания выборов состоявшимися. Нашумевшую поправку внес зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Александр Москалец. Свою затею он мотивировал заботой о конституционных правах граждан: дескать, Россия – правовое государство, каждый россиянин является самостоятельным субъектом права и, соответственно, сам должен решать, участвовать ему в выборах или нет. "Государством гарантируется свобода волеизъявления, и никто не вправе принуждать граждан голосовать", – считает Москалец. Таким образом, даже если в выборах теперь примет участие (условно) пять человек, никто не назовет такие выборы нелегитимными. Вопрос в том, чей электорат окажется активнее и сознательнее – провластный или оппозиционный, и меняются ли эти пропорции в связи с отменой минимальной явки. Под провластным электоратом следует понимать избирателей ЕР, "Справедливой России" и ЛДПР, под оппозиционным – всех остальных.
ЕР явно ничего не угрожает: с фальсификациями (как утверждают оппоненты) или без, но свое большинство в федеральном и региональных парламентах она до сих пор имела. Избиратель единороссов ровно так же будет участвовать в выборах и дальше (сам или на специально подогнанных "автобусах" – не суть важно): его убедят в том, что именно он, активный и ответственный гражданин, играет сегодня определяющую роль в формировании российской системы власти. Если он "проголосует ногами", победить может кто угодно, поэтому явиться на избирательный участок – это не повинность, а гражданский долг и принцип самосохранения. "Справедливая Россия" как любой инновационный проект наверняка заинтересует электорат (другой вопрос – надолго ли) и, соответственно, тоже имеет все шансы получить в 2007 г. необходимые для прохождения в Думу проценты. Поклонники ЛДПР ходят на выборы как на праздник: для них это не столько реальная политика, сколько некое шоу с элементами собственного участия. Стало быть, и они не оставят своих лидеров в одиночестве.
Что касается оппозиции – здесь ситуация может сложиться следующим образом. Дисциплинированный ядерный электорат КПРФ, естественно, никуда не денется и "голосовать ногами" не станет. Хотя коммунисты в связи с отменой явочного порога заметно нервничают и традиционно обвиняют власть в попытках всех кинуть. "Отмена порога явки приведет к тому, что самые важные государственные вопросы будут решаться меньшинством граждан, – считает вице-спикер от фракции КПРФ Валентин Купцов. – Чтобы выборы были признаны состоявшимися, достаточно будет голосов нескольких человек – например, членов избиркома". Отмена 20%-ного порога явки избирателей на региональных и федеральных выборах на руку нынешней власти, которая заинтересована не просто в искажении результатов волеизъявления населения, но в "подмене" самих голосующих, считает, в свою очередь, депутат Госдумы, зампред ЦК КПРФ Иван Мельников: "Если результаты голосования будут определяться любым числом пришедших на выборы, без взвешенного минимального порога, то совершенно очевидно, что о срезе общественного мнения можно забыть. Такая система позволит власти проводить выборную кампанию в тишине, особенно не призывая идти на избирательные участки, а просто мобилизуя свой вышколенный и оплаченный актив". Все это, по определению Мельникова, есть "стремление корпоративной власти создать корпоративного избирателя".
Другой вопрос – либералы и иже с ними. Имеет ли смысл идти на выборы людям, поддерживавшим когда-то СПС и "Яблоко", при том что широко анонсированного объединения не произошло, каких-либо больших удач на ниве демократического партстроительства пока не видно, а главная идея, которую правые кое-как доносят до потенциальных сторонников, заключается в упоминании даты "2017"? Любой мало-мальски уважающий свое время избиратель просто посчитает, что ранее указанного срока можно не дергаться. К тому же, если правым не удастся заручиться поддержкой власти и прорваться перед выборами на телевидение, мобилизовать избирателей на "спасение демократии в нелегкий для нее час" они не смогут технически. Значит, скорее всего, "пролетают" на выборах именно они. Впрочем, депутат Мосгордумы единоросс Михаил Москвин-Тарханов считает иначе: по его словам, оппозиционный электорат активнее тех, кто поддерживает действующую власть, и он всегда приходит. Так что шансы коммунистов при малой явке возрастают, "да и демократам тоже перепадет".
Партия "Яблоко" назвала отмену порога явки на выборах всех уровней и другие поправки к избирательному законодательству "очередным шагом по превращению выборов в фарс". В заявлении Григория Явлинского по этому поводу говорится о "ликвидации института реальных выборов в России и его замене имитацией": помимо того, что президент страны и представительные органы власти всех уровней "могут быть избраны ничтожно малым числом избирателей", отказ от порога явки в сочетании с уже произведенной отменой голосования "против всех" лишает граждан возможности добиваться своим неучастием назначения нового голосования с новыми кандидатами. "Это особенно важно для сторонников партий, которые не зарегистрированы или отстранены от выборов в ходе кампании", – отмечается в заявлении. Кроме того, Явлинский прогнозирует: любое участие оппозиционной партии или ее представителей в мирной, но не несанкционированной властями акции может быть расценено как "деятельность, содержащая признаки экстремизма", что повлечет снятие с выборов сразу всего партийного списка. Таким образом, с помощью последних поправок в избирательное законодательство политическое поле России освобождается для пропрезидентских партий и кандидатов, причем победители выборов в Думу 2007 г. "уже назначены". "Дальнейшим шагом в этом направлении может быть только отказ от выборов и переход к назначениям, как депутатов всех уровней, так и тех представителей исполнительной власти и местного самоуправления, которые пока избираются гражданами", – убежден лидер "Яблока".
Вообще мнения политиков и экспертов по поводу всех этих инноваций существенно расходятся. Председатель ЦИК Александр Вешняков уже высказался в этой связи достаточно осторожно: при том, что, например, в США никакого барьера для признания выборов состоявшимися нет и демократия от этого не страдает, применительно к России этот опыт пока преждевременен, считает глава ЦИК.
Иные политики тоже ссылаются на западный опыт и предлагают за неявку штрафовать – как делают, например, в Бельгии. Среди сторонников "бельгийской" версии отмечен, в частности, мэр Архангельска Александр Донской. В то же время, по словам мэра, снятие порога явки на выборах всех уровней никак не ущемляет права россиян, а только поднимает их ответственность за дела в государстве.
Избирательное законодательство большинства развитых демократических стран не предусматривает минимального порога явки на выборы в органы власти, напоминает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов: "Право не участвовать в голосовании – такая же демократическая норма, как и право голосовать, но судьба выборов не должна зависеть от реализации или нереализации избирателями своего права на неголосование". В случае признания выборов несостоявшимися из-за неявки люди, пришедшие на участки, окажутся ущемленными в своих гражданских правах, считает политолог. Кроме того, по его словам, бессмысленно заставлять голосовать избирателя, который не желает участвовать в выборах, при этом наличие или отсутствие в законодательстве нормы о минимальной явке существенной роли не играет.
По мнению председателя совета Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова, реализация законодательной инициативы единороссов минимизирует опасность фальсификаций и злоупотребления административным ресурсом: "Ни для кого не секрет, что админресурс использовался как раз для обеспечения явки. Ответственные за проведение выборов избиркомы делали все, чтобы избежать ситуации, когда их признают виновными в срыве кампании из-за неявки голосующих. При этом члены комиссий нередко шли на уголовное преступление – вброс бюллетеней".
А вот директор Института избирательных технологий Евгений Сучков считает, что отменой минимальной явки власти пытаются спасти сам институт выборов, и идут на эту меру вынужденно. "Инициативы единороссов и администрации президента, направленные на зачистку политического пространства России, наткнулись на совершенно естественную реакцию избирателей, которые в условиях, когда нет реального выбора и политической конкуренции, все чаще предпочитают "голосовать ногами". Теперь, когда кремлевские реформаторы поняли, куда они завели страну, когда осознали угрозу срыва выборов из-за банальной неявки избирателей, они стали судорожно искать разного рода тактические ходы. Отмена явочного порога – из этого ряда", полагает Сучков.
Выборный процесс удобнее контролировать при низкой явке избирателей, чем при высокой активности голосующих, полагает руководитель консалтинговой группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. Он напомнил: в России около 108 млн избирателей, из них 38 млн – пенсионеры. "В условиях политического монополизма, когда люди не верят, что от их волеизъявления что-либо реально зависит, на выборы перестают ходить, в первую очередь, молодежь и люди среднего возраста. В результате при низкой явке доля пенсионеров возрастает до 50%, и получается неадекватный срез общественных настроений. "Партии власти" это на руку, ведь чем меньше людей голосует, тем легче использовать административное манипулирование, оказывать давление на электорат, чтобы обеспечить нужный результат – переизбрание на следующий срок", цитирует Орешкина "Росбалт".
Брюссель знает, чего хочет