Хиддинк получил время на тревожные размышления

Поняв, что в его распоряжении нет игроков достаточно высокого класса, чтобы отводить каждому конкретную роль, на матч с Македонией Хиддинк решил все роли разделить. С тактической точки зрения это была выдающаяся игра


ФОТО: AP



Матчи сборных проводятся достаточно редко; именно по этой причине эмоции, сопровождающие каждую игру национальной команды, живут в нас куда дольше, чем переживания, связанные с клубными баталиями.

В некоторых случая это не так уж хорошо: проиграет твоя команда – и горюй теперь долгие недели, а то и месяцы в ожидании следующего матча, который даст шанс забыть о неудаче. Зато в случае победы нет ничего прекраснее продолжительного перерыва. После выигрыша в Македонии наша сборная как минимум 4,5 месяца будет находиться на заветном втором месте в группе! И на протяжении всего этого срока мы будем вспоминать игру в Скопье, надеяться и верить в то, что она открыла нашей команде дорогу к самой к себе и, как следствие, к финальному турниру Евро-2008.

Матч в Македонии, бесспорно, лучший в недолгой карьере Гуса Хиддинка в качестве тренера сборной России, и вовсе не потому, что в нем был достигнут наилучший результат. Если мы начнем придирчиво сравнивать силу наших соперников по группе, то, возможно, придем к выводу, что ничья с Хорватией (пусть и дома) куда почетнее победы в Македонии. Все-таки македонцы, надо признать, оказались так себе. Не знаю, как вас, но вашего покорного слугу это удивило. Просмотрев оба недавних матча Македонии с Англией, я был о команде Сречко Катанца гораздо лучшего мнения, настолько солидной и крепкой казалась она во встречах с безусловным фаворитом. Пусть и не на равных играла, но боролась вполне достойно (на всякий случай напомню, что дома македонцы проиграли – 0:1, а в гостях сыграли вничью – 0:0).

Но теперь, уже задним числом, можно смекнуть, что на самом деле не так уж сложно выглядеть достойно в матчах с таким фаворитом, как Англия. Никто от тебя ничего не ждет, так что не паникуй, стой спокойно, сохраняй стройность рядов и терпи. А за полтора часа обязательно появится возможность провести контратаку-другую, так что после ты сможешь многозначительно заявить: "Что ж, у нас тоже были шансы". В конце концов, разве не так поступают многие тренеры, рассуждая о "достойных поражениях" своих команд? Или "достойных ничьих". Вот, например, ЦСКА сыграл вничью с "Арсеналом" в гостях – и тоже "имел шансы". Ничья македонцев в Англии примерно из той же категории.

Совсем другое дело, когда ты играешь с соперником, который тебе вроде бы по зубам. Здесь уже стоять и терпеть нельзя, здесь надо что-то делать, и вот тут у македонцев возникли проблемы. Ну да ладно, пусть о своих проблемах они сами беспокоятся, мы же должны о нашей команде думать и говорить.

Признаюсь, в первый раз за долгое время мне пришлось пожалеть о том, что за игрой российской сборной я наблюдал по телевидению, а не с трибуны. Когда видишь на экране лишь малую часть общей картины, остальное приходится додумывать, догадываться, как ведут себя игроки, не попадающие в кадр. Еще совсем недавно это не было проблемой: в последние годы наша сборная играла так, что думать было, в общем-то, не о чем. Но в минувшую среду – совсем другое дело.

Мне показалось, что необычный замысел Хиддинка заключался в следующем: поняв, что в его распоряжении нет игроков достаточно высокого класса, чтобы отводить каждому какую-то конкретную роль, он решил все роли разделить. Оттого и насытил полузащиту сразу шестью игроками (кому нравится считать Аршавина нападающим – пожалуйста, дело личное, но на самом деле никакой он не нападающий). И расставил их так, чтобы каждый каждому помогал. Билялетдинов, который, как мы знаем, часто использовался на левом фланге, теперь играл ближе к центру. В случае чего он мог помочь Жиркову на левом краю или Титову в середине. А с другой стороны Быстрову и тому же Титову мог помочь Аршавин. И Погребняк порой отходил так глубоко, что оказывался позади Аршавина – не потому, что Аршавин якобы должен был играть роль выдвинутого вперед форварда, а потому, что Погребняку, значит, вменялась в обязанность помощь полузащите. Ну, а сзади точно так же Семшов: отчасти в обороне, отчасти в средней линии.

Помнится, видали мы и семь полузащитников в составе нашей сборной. Только проку не было никакого. Потому как смысл не в числе и даже не в умении, а в зонах действия. Хиддинк настолько четко эти зоны для каждого игрока обрисовал, что, с одной стороны, футболисты не мешали друг другу, локтями не толкались, а с другой стороны, все их зоны так или иначе перекрывались, и никто ни в каком эпизоде не оказывался брошенным на произвол судьбы.

В общем, не боясь впасть в эйфорию, позволю себе утверждать, что это была с тактической точки зрения выдающаяся игра. Быть может, Хиддинк предпочел бы и не выстраивать таких сложных схем, а просто иметь игроков, которым он мог бы спокойно доверить ту или иную роль. Сказать, например, Карвальо: "Ты – диспетчер", а Вагнеру: "Ты – нападающий", и все дела. Но тогда ему в другую сборную надо. Позовут когда-нибудь в Бразилию – там и будет так действовать. А у нас, в России, надо по-другому. Вот он и поделил каждое амплуа на двоих-троих игроков. Получилось здорово.

Впрочем, оговоримся: здорово-то здорово, но на уровне македонцев. А с соперниками посильнее такое может и не пройти. Какой-нибудь Джеррард или Лэмпард, Модрич или Кранчар в состоянии сыграть так, что если ты двоим или троим дашь задание опекать его по очереди, то всех их можешь и лишиться сразу (в игровом, конечно, плане). Да и с тремя защитниками против Англии или Хорватии выходить тоже страшновато. Так что для более серьезных соперников, возможно, Хиддинку придется что-то более серьезное придумывать.

В конце концов, это его работа – пусть придумывает, время есть. А мы все это время будем радоваться тому, что сборная России стоит на второй строчке в таблице.

Выбор читателей