Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Вариантов законопроекта о Кабинете министров Украины было три - президентский, правительственный и депутатский. Последнему вчера времени вообще практически не уделили: было что обсудить и без него. Депутатам предстояло поставить точку в споре президента и Кабмина о том, кому должно реально подчиняться правительство. Президентский законопроект предусматривал, что правительство фактически подчинено Совету национальной безопасности и обороны Украины, формируемому главой государства, и должно "способствовать выполнению задач, возложенных на консультативные, совещательные и другие вспомогательные службы, которые создаются президентом Украины". В президентском варианте также поднимался вопрос о возобновлении института государственных секретарей, способных ослабить министров и премьера, а отдельные функции правительства предлагалось делегировать неким негосударственным организациям.
Правительственный же вариант, как несложно догадаться, предполагает, что Кабмин – структура независимая, являющаяся высшим органом в системе исполнительной власти и детализирующая по всем направлениям его работу. Правительство и его члены (в собственном варианте) от обязанности выполнения функций в различных совещательных или консультативных органах, создаваемых президентом, освобождаются, министры из категории госслужащих выводятся (их должности становятся политическими), соответственно, на министров не распространяется закон о госслужбе.
Согласно законопроекту, устанавливается солидарная ответственность членов Кабмина за результаты его деятельности как коллегиального органа, а также политическая ответственность отдельных министров за состояние дел во вверенных им сферах госуправления. Принимает присягу и увольняется министр по трем основаниям: "отставка" (например, по собственному желанию или состоянию здоровья), "освобождение от должности" (по велению свыше) и "прекращение полномочий" (по истечению их срока). Также Кабмин прописывает себе право полностью или частично отменять акты местных государственных администраций и увольнять губернаторов (через представление премьера на имя президента).
А вот порядок увольнения министров, назначенных в правительство по президентской квоте, остается прежним: для этого, как и прежде, нужно представление самого Ющенко. Естественно, сохраняется и само право президента вносить кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел. Еще одно новшество правительственного варианта закрепляет роль Кабмина в экспертизе законопроектов, поданных на рассмотрение Раде: теперь депутаты в обязательном порядке должны рассматривать заключение правительства по той или иной законодательной инициативе, и в случае, если оно будет отрицательным, Рада не сможет рассматривать такой проект без согласования с правительством.
Ну и, наконец, вариант Кабинета министров вводит замечательные привилегии для его членов: они самостоятельно определяют условия оплаты труда премьера, его транспортного, медицинского, санаторно-курортного и другого обеспечения (причем не только во время деятельности на посту, но и после отставки).
Критики в адрес обоих проектов было достаточно и с той, и с другой стороны. Министры-антикризисники против роли "придатка" президентской власти категорически возражали, настаивая на праве быть высшим органом системы исполнительной власти. "Регионал" Евгений Кушнарев также отметил, что президент в своей редакции закона попытался "всячески ограничить самостоятельность Кабинета министров и практически сделать его инструментом своей политической программы", что "противоречит конституции и той новой модели власти, которую мы сегодня строим в Украине на основе новой редакции основного закона". Нардеп от "Нашей Украины" Юрий Ключковский, в свою очередь, предложил отправить правительственный законопроект на доработку и провести первое чтение повторно. Правительство, по его словам, "достаточно резко тянет одеяло на себя", пытаясь поправить конституцию в части распределения полномочий между президентом, Кабмином и Радой. Особенное возмущение депутата вызвало то обстоятельство, что "Кабинет министров сам себе определяет размер социальных выплат и пенсий".
Тем не менее парламентские эксперты, проанализировав и сравнив имеющиеся тексты, отдали предпочтение правительственному варианту. В ответ Ющенко может наложить вето, чего и ждут в "Нашей Украине". Регионалы, со своей стороны, рассчитывают на то, что президент ко второму чтению предложит те или иные поправки – если они будут признаны разумными, "то их можно обсуждать и найти компромисс", отметил Кушнарев.
Торги обещают быть бурными: вчера стало известно о том, что совет партии "Наша Украина" все-таки инициирует отмену политреформы. Напомним: об этом "нашеукраинцы" объявили еще на съезде 11 ноября, поручив депутатам от НСНУ не только инициировать рассмотрение в Раде резолюции о недоверии правительству, что может повлечь его отставку, но и внести представление в Конституционный суд с целью признания нелегитимности процедуры принятия в декабре 2004 г. закона о конституционной реформе, существенно ограничившей власть президента в пользу правительства и парламента Украины. "Нашеукраинцы" выразили тогда надежду на то, что следствием этого демарша станет отмена политреформы.
Совет партии вчера решил создать для этих целей две рабочие группы. Первая (ее возглавил вышеупомянутый нардеп Ключковский) должна разработать и внести в КС представление о признании нарушений конституционной процедуры при принятии конституционной реформы. Вторая группа под руководством нардепа Романа Зварыча займется подготовкой нового проекта закона о внесении изменений в Конституцию страны.
Как известно, именно компромисс о политической реформе стал условием признания победы Виктора Ющенко на президентских выборах. Оппоненты смирились с "оранжевым" лидером, но потребовали себе привилегий в виде ограничения его деятельности. С первого января этого года политическая реформа вступила в силу: в итоге Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику, в которой премьером становится лидер победившей на выборах в Верховную раду партии.
Политреформу несколько раз пытались отменить, однако точки над "i" расставил 13 сентября прошлого года Конституционный суд, признавший проект закона "О внесении изменений в конституцию Украины" (то есть о политреформе) соответствующим основному закону страны.
Сторонники политреформы при каждом удобном случае намекают на то, что в случае ее отмены своих полномочий лишится, прежде всего, сам Ющенко: раз рушатся все договоренности, недействительна и та, согласно которой его признали президентом. В этом случае законный президент страны – не кто иной, как Янукович. Как именно будут развиваться события на Украине, предугадать довольно сложно, однако любопытен вот какой факт: если раньше почти все социологические опросы подтверждали падение рейтинга Ющенко и "оранжевой" власти, теперь эта участь постигла и премьера.
Так, согласно результатам опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова с 27 октября по 1 ноября текущего года, большинство украинцев считают, что действующее правительство во главе с Виктором Януковичем не защищает их интересы. В частности, считают, что действующее правительство в "значительной степени" защищает интересы Донецкой области 45% респондентов, интересы большого украинского капитала - 38,8%, российского капитала - 29,5%, теневого бизнеса - 29,5%. Только 13,5% украинцев полагают, что новое правительство в "значительной степени" защищает интересы простых граждан, 20,3% опрошенных уверены, что правительство защищает интересы всей страны. 43,3% респондентов считают, что правительство не сможет реализовать шаги, направленные на улучшение состояния отечественной экономики и социальной сферы, и только 30,1% думают, что реализует. Характерно, что еще в августе (по данным центра социальных исследований "София") 55% украинцев положительно отнеслись к назначению Януковича премьер-министром.
Впрочем, и к Ющенко украинцы относятся не лучше: 54,4% опрошенных Центром Разумкова считают, что президент защищает личные интересы и интересы своего политического окружения. И только 23,2% высказались, что его действия направлены на защиту общенациональных интересов.
Таким образом, если политический кризис на Украине разгорится с новой силой, еще не известно, кого на сей раз поддержат граждане страны. По принципу "от противного" не исключено, что Юлию Тимошенко. Но решит ли это проблему Украины – большой вопрос.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету