На лучшую работу устраиваются по знакомству

Россияне по-прежнему предпочитают устраиваться на работу с помощью друзей и знакомых. Подобную политику охотно поддерживают работодатели, полагая, что таким образом приобретают надежных сотрудников




"Не имей сто рублей, а имей сто друзей", гласит широко известная пословица. "Каждый даст по сто рублей", - дополняют народную мудрость современные шутники. И ведь нельзя не признать, что, по-своему, они правы. Ну то есть содержать вас всю сознательную жизнь даже самые верные друзья вряд ли будут, но вот оказать помощь в получении высокооплачиваемой работы вполне могут. По крайней мере, именно такой метод трудоустройства по-прежнему является наиболее популярным в нашей стране. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международным рекрутинговым агентством Kelly Services в сентябре 2006 года. Почти 3 тыс. человек из семи российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Перми и Великого Новгорода) отвечали на вопрос "Как вы нашли текущее место работы?". 27,24% респондентов сообщили, что сделали это с помощью друзей и знакомых. Подобную политику охотно поддерживают и сами работодатели, которые полагают, что таким образом приобретают надежных сотрудников. Ведь тот, кто порекомендовал человека, в определенной степени отвечает "за базар". К тому же наличие прежних связей поспособствует скорейшей интеграции нового работника в сложившийся коллектив.

С заметным отрывом второе и третье место среди методов поиска работы заняли, соответственно, "поиск работы через печатные СМИ" (20,52%) и "прямое обращение в компанию" (19,5%). К услугам профессионалов в данном вопросе прибегают пока совсем немногие ищущие работу – всего около 7%. Правда, с учетом того, что по мировым меркам рекрутинговая в России очень молода, показатель достаточно неплохой, и сами представители кадровых агентств уверены, что скоро произойдет значительное увеличение числа кандидатов, пользующихся их услугами.

Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на все безусловные достоинства "дружеского поиска", он все-таки сдает свои позиции. Еще два года назад количество людей, устроившихся на работу по рекомендации, было гораздо больше – 39,5%. Также следует отметить активность самих компаний-работодателей, которые теперь предпочитают не ждать, когда к ним в дверь постучит будущий идеальный сотрудник, а собственноручно "охотятся за головами" и обращаются к соискателям напрямую. Пока таких "активистов" насчитывается чуть менее 2%, но в исследовании 2004 г. подобного ответа не встречалось вовсе. Причем, в регионах профессионалы чаще, чем в столичных городах, получают приглашение на работу непосредственно от работодателя – 2,98% против 1,15% в Санкт-Петербурге и 0,5% в Москве. И сами соискатели активнее общаются с компаниями своей мечты без помощи каких-либо посредников (25,06%). "Причина столь активного подхода к поиску работы в регионах связана, в первую очередь, с тем, что в менее крупных городах представлено небольшое число компаний в рамках одной сферы деятельности, в связи с чем кандидаты в большинстве своем знают, в какой именно компании они хотят работать, и обращаются туда самостоятельно", полагают авторы исследования.

Как показал опрос, предпочтение того или иного метода поиска работы зависит не только от места жительства, но и от профессии соискателя. Так, с помощью друзей и знакомых в основном ищут работу юристы (36,59%) и финансисты (32%). Скорее всего, это объясняется относительной закрытостью этих сфер, в которые тяжело попасть "с улицы". В поиске работы через Интернет, как нетрудно догадаться, лидируют специалисты по информационным технологиям (34, 88%). А печатному слову больше всего доверяют специалисты из сферы обслуживания (36, 88%), производства (29, 84%) и продаж (22, 97%). Наиболее же активными следует признать соискателей, работающих в коммуникационной сфере – в маркетинге, рекламе и PR. Среди них наибольший процент людей обращается напрямую к работодателю (26, 75%), а также в агентства (12,47%). По всей видимости, именно активность представителей публичных профессий привлекает к ним и внимание работодателей, поскольку эти же специалисты получают больше всего прямых предложений от компаний (3,18%).

Выбор читателей