Итоги европейской осени: "Спартак" – чемпион

"Спартак" вдруг оказался моральным победителем концовки сезона. Пока армейцы безвольно проигрывали два заключительных матча, спартаковцы вдохновенно бились с "Баварией", а затем очень красиво выиграли у "Спортинга"


ФОТО: AP



Давно подмечено: с эмоциональной точки зрения куда лучше занять в любом турнире третье место, нежели второе. Серебряная награда ценится выше бронзовой, да только вот беда: ее обладатель нередко пребывает в расстроенных чувствах, убитый тем, что проиграл самый важный матч своей жизни, остановился в шаге от достижения самой заветной цели.

Конечно, групповой турнир Лиги чемпионов с первенством мира или Европы не сравнишь, однако мы же не про структуру турнира и не про регламент говорим, а про эмоции. А они в спорте, в общем-то, везде одинаковы.

Вот ведь как интересно получается. Уже не один год "Спартак", некогда неприкасаемый флагман российского футбола, вынужден находиться в тени ЦСКА – как на внутренней, так и на международной арене. Нынешний розыгрыш Лиги чемпионов, в котором впервые два эти клуба выступали одновременно, стал своего рода заочным продолжением их соперничества, которое до последнего момента тоже складывалось не в пользу спартаковцев. И буквально в один день все перевернулось!

Словно в насмешку над Газзаевым, в самом начале турнира сообщившим, что, по его подсчетам, восемь очков должно хватить для выхода в 1/8 финала, именно этими восемью очками Фортуна и решила оделить его команду. Впрочем, "оделить" – не совсем верное слово: по крайней мере, три очка из этих восьми ЦСКА взял по праву, заслуженно победив в домашнем матче "Гамбург". В остальных трех встречах потребовалось уже серьезное вмешательство сил, в просторечье именуемых удачей. Но, так или иначе, восемь очков образовалось, однако для второго места их не хватило. И даже одиннадцати, как мы теперь знаем, могло не хватить, так что вот урок первый: нечего лезть в математику, лучше все мыслительные усилия сосредоточить на футболе.

Но, как мы (и многие другие) уже неоднократно отмечали по ходу сезона, армейцам нередко удавалось проявить себя в иных "играх" куда лучше, чем собственно в футболе, и рано или поздно это дало о себе знать. Завершив кампанию двумя закономерными поражениями, ЦСКА отправился в межсезонье, что тот серебряный призер: вроде и результат неплохой, да только радости особой нет.

Можно, конечно, делать хорошую мину при плохой игре (в этом армейское руководство в последнее время ох как поднаторело!) и кивать в сторону "Порту" с "Арсеналом": дескать, ясно было, что они вничью сгоняют, так зачем же было в Гамбурге напрягаться? Отговорка, прямо скажем, еще та. Примерно как если бы "Спартак" начал объяснять, что чемпионом России не стал лишь из-за происков Гинера, внесшего в регламент изменения, согласно которым "золотой матч" при равенстве очков отныне не проводится. А что, чем плохое объяснение? И иди теперь доказывай, что, не будь этого изменения в регламенте, ЦСКА ни за что бы не допустил равенства очков, уж как-нибудь не проиграл бы "Динамо" в последнем туре...

Кстати, о "Порту" с "Арсеналом". Перед началом матча ничья действительно казалась наиболее логичным исходом, но лишь на том основании, что обе команды она устраивала. Следовало ли ожидать, что они будут изо всех сил сражаться только во имя того, чтобы дать шанс ЦСКА? Но уж, по крайней мере, "Порту" выиграть был явно не прочь: если кто не в курсе, сообщу, что хозяева нанесли по воротам "Арсенала" 11 ударов, из которых два пришлись в штангу. Думаете, если бы в одном из этих случаев Куарешма оказался чуть точнее, португальцы стремглав бросились бы к своим воротам пропускать ответный мяч?

Но оставим португальцев и англичан с примкнувшими к ним легионерами со всего света в покое. Мы сейчас не о них говорим, а о наших командах и о том, что "Спартак" оказался моральным победителем концовки сезона. Пока ЦСКА безвольно проигрывал два заключительных матча, "Спартак" вдохновенно бился с "Баварией" (пожалуй, не столько за Кубок УЕФА, сколько за честь, то есть за исправление позорной статистики последних встреч с мюнхенским клубом), а затем очень красиво выиграл у "Спортинга", забив три великолепных гола.

Вот нам и повод сравнить результативность двух клубов: в одном только Лиссабоне "Спартак" забил больше, чем ЦСКА за все пять предыдущих матчей. В Гамбурге армейцы эту статистику чуть подправили и даже умудрились впервые в этом розыгрыше забить не со стандартного положения. Но обратите внимание: гол Жиркова лишь формально опроверг тезис о том, что команда Газзаева не забивает с игры. На самом-то деле и в том эпизоде никакой игры не было, был лишь сумасшедший индивидуальный проход игрока, протащившего мяч через полполя. Так что к комбинационному футболу этот гол не имеет ни малейшего отношения, в отличие от голов "Спартака" в ворота "Спортинга".

И откуда все это только взялось у "красно-белых", и близко не показывавших подобной игры на протяжении всего сезона? Загадка, да и только. Ведь по ходу чемпионата казалось, что именно необъяснимые и нелогичные вроде бы голы являются отличительной чертой нашего вице-чемпиона. Ну, вспомните: то Моцарт зарядит откуда-то метров с 30, то Бояринцев ка-а-ак жахнет, то Быстров откуда ни возьмись выскочит – и, как правило, на последних минутах, чтобы соперник придти в себя уже не успел.

Но в Лиссабоне не было ничего нелогичного и необъяснимого. Просто была лучшая игра команды в сезоне (рискну утверждать: единственная по-настоящему классная игра за год) и были красивые голы. Как говорится, в нужное время в нужном месте. Прямо метафизика какая-то.

Ну, раз уж вырвалось это слово – "метафизика", то и о ней немного поговорим напоследок. Признаюсь: с тех пор, как в нашем футболе началась новая, российская эра, всегда был ярым противником каких-либо параллелей с футболом советским и предпочитаю рассматривать эти два явления отдельно друг от друга. Видимо, просто не хочется опошлять память о славном прошлом сопоставлениями с безрадостным настоящим. То, что было когда-то, – это одно, а то, что есть сейчас, – совсем другое. И лучше не смешивать: не говорить, например, что в этом сезоне наследники Яшина, Якушина и Бескова вели отчаянную борьбу за выживание с наследниками Иванова, Стрельцова и Воронина. А борьбу за титул вели наследники братьев Старостиных, Симоняна и Нетто с наследниками Боброва, Федотова и Шестернева. Фу! Святотатство какое-то, вам не кажется?

Но вот спартаковский всплеск в Лиссабоне все-таки заставил вспомнить историю. Нет, не в том плане, в каком любят у нас призывать собранных с миру по нитке легионеров проникнуться загадочным спартаковским духом, обрести некую спартаковскую игру... И все же. Был у нас когда-то "Спартак", который мог сотворить чудо и обыграть кого угодно – хочешь "Реал", хочешь "Арсенал" или "Астон Виллу", причем, для пущей убедительности, на их же полях. Что, конечно же, не означало, будто "Спартак" был в тот момент сильнее какого-то из этих клубов (как и сейчас, допустим, "Копенгаген" не сильнее "Аякса" или "Манчестер Юнайтед"). Означало это лишь то, что в футболе всегда есть место подвигу и что "Спартак" на этот подвиг способен.

Вот и сейчас, много лет спустя он опять оказался способен на подвиг. Сильнее он "Спортинга" или слабее (может, и вправду сильнее), не в этом суть. Главное – способен!

Такая вот метафизика...

Выбор читателей